"Быстрые" алмазы из Якутии

Сибирские ученые сделали открытие: якутские алмазы гораздо моложе, чем считалось до этого.

Ученые из Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН и Новосибирского госуниверситета исследовали поликристаллические скопления алмазов из трубки Мир в Якутии и пришли к выводу, что они образовались на глубине более 150 км незадолго до того, как были вынесены на поверхность древними вулканами - кимберлитами, а не "зрели" 1-2 млрд лет, сообщает ТАСС. По мнению академика РАН, эксперта стратегической академической единицы Новосибирского госуниверситета "Геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты" Николая Соболева, эти скопления мелких кристаллов помогут ответить на вопросы об образовании других алмазов.

"Поликристаллические алмазы иногда представляют собой очень большие массы, превышающие 500 карат (100 граммов). Хотя их стоимость не очень высока, и использоваться они могут только как абразивы, ценность их в том, что они представляют собой ключ к решению проблемы образования всех остальных алмазов. Мы получили доказательства быстрой кристаллизации этих скоплений незадолго до выноса на поверхность. Результаты отличаются от доминирующей точки зрения на кристаллизацию алмазов за 1-2 млрд лет до "путешествия" наверх", - сказал Соболев.

Из-за своих "внешних данных" поликристаллы слабо изучены. Как в монокристаллах, так и в агрегатах, встречаются включения минералов, захваченных алмазами в процессе их образования и роста на больших глубинах Земли - более 150 км и содержащих информацию о составе глубинной среды. Агрегаты очень трудно поддаются шлифовке, так как все мельчайшие алмазы ориентированы случайным образом, это одна из причин их недостаточной изученности.

Ученые выбрали два образца из кимберлитовой трубки Мир в Якутии. Они применяли самые современные аналитические методы, выезжали в Великобританию для анализа изотопов углерода и азота в образцах. Поликристаллические алмазы встречаются далеко не во всех месторождениях, поэтому данные об их происхождении, уточнил Соболев, многое говорят об условиях образования алмазов в трубке Мир. Алмазы представляют огромный интерес для геологов не только с "сырьевой" точки зрения, но и с научной.

алмазы минералогия николай соболев