Биохимики из Университетского колледжа Лондона и Шеффилдского университета (Великобритания) разработали анальгетик на основе компонентов ботулотоксина. Всего одна инъекция нового препарата избавила мышей от хроническое боли на три недели. Такой анальгетик может в будущем заменить лекарства, которые вызывают привыкание, – например, опиоидные обезболивающие.

Ботулотоксин – нейротоксин, который вырабатывают бактерии Clostridium botulinum. Он считается самым сильным ядом из всех органических токсинов, известных науке. Это вещество активно применяют в косметологии: из него получают ботокс – средство для разглаживания морщин. А также в медицине. Из ботулотоксина делают лекарственные препараты, которые помогают при патологических спазмах мышц (например, судорогах мышц шеи).

Ботулотоксин способен прерывать связь между нейронными клетками, которые передают друг другу сигналы-сообщения. Эта особенность и привлекла ученых, которые решили разработать болеутоляющие средство на основе компонентов ядовитого вещества.

Новый препарат ученые создали с помощью процесса, который они описывают как «молекулярную систему Lego». Как будто собирая конструктор из небольших деталей, они соединяли «кусочек» ботулинического токсина с молекулой, которая нацелена на нейроны, передающие информацию о боли. Из своего «конструктора» исследователи удалили ту часть токсина, обнаруженного в ботоксе, который связывается с нервными клетками, контролирующими мышцы.

Авторы создали две модификации лекарства. В одной из них – SP-BOT – ботулотоксин соединен с нейропептидом P, который способен связываться с рецептором, отвечающим за передачу болевых сигналов. А формула второго соединения, названного DERM-BOT, содержит вместо вещества P дерморфин – естественный опиоид, который впервые выделили из кожи южноамериканской древесной лягушки Phyllomedusa.

Обе формы анальгетика ученые вводили в спинномозговую жидкость лабораторных мышей. И обе они значительно смягчили боль от воспаления после травмы – примерно на три недели. При этом препарат не повлиял на нормальную работу мышц грызунов и не вызвал у животных привыкания.

Ученые уверены, что в будущем новое лекарство можно адаптировать и для человека. Оно сможет заменить опиоидные препараты – обезболивающие, которые вызывают у пациента зависимость.

Результаты тестирования и описание нового анальгетика опубликованы в журнале Science Transnational Medicine.

[Фото: Science News]