Анальгетик с добавлением ботокса избавил мышей от боли на несколько недель

Ученые разработали анальгетик на основе компонентов ботулотоксина. Всего одна инъекция нового препарата избавила мышей от хроническое боли на три недели. Такой анальгетик может в будущем заменить опиоидные обезболивающие.

Биохимики из Университетского колледжа Лондона и Шеффилдского университета (Великобритания) разработали анальгетик на основе компонентов ботулотоксина. Всего одна инъекция нового препарата избавила мышей от хроническое боли на три недели. Такой анальгетик может в будущем заменить лекарства, которые вызывают привыкание, – например, опиоидные обезболивающие.

Ботулотоксин – нейротоксин, который вырабатывают бактерии Clostridium botulinum. Он считается самым сильным ядом из всех органических токсинов, известных науке. Это вещество активно применяют в косметологии: из него получают ботокс – средство для разглаживания морщин. А также в медицине. Из ботулотоксина делают лекарственные препараты, которые помогают при патологических спазмах мышц (например, судорогах мышц шеи).

Ботулотоксин способен прерывать связь между нейронными клетками, которые передают друг другу сигналы-сообщения. Эта особенность и привлекла ученых, которые решили разработать болеутоляющие средство на основе компонентов ядовитого вещества.

Новый препарат ученые создали с помощью процесса, который они описывают как «молекулярную систему Lego». Как будто собирая конструктор из небольших деталей, они соединяли «кусочек» ботулинического токсина с молекулой, которая нацелена на нейроны, передающие информацию о боли. Из своего «конструктора» исследователи удалили ту часть токсина, обнаруженного в ботоксе, который связывается с нервными клетками, контролирующими мышцы.

Авторы создали две модификации лекарства. В одной из них – SP-BOT – ботулотоксин соединен с нейропептидом P, который способен связываться с рецептором, отвечающим за передачу болевых сигналов. А формула второго соединения, названного DERM-BOT, содержит вместо вещества P дерморфин – естественный опиоид, который впервые выделили из кожи южноамериканской древесной лягушки Phyllomedusa.

Обе формы анальгетика ученые вводили в спинномозговую жидкость лабораторных мышей. И обе они значительно смягчили боль от воспаления после травмы – примерно на три недели. При этом препарат не повлиял на нормальную работу мышц грызунов и не вызвал у животных привыкания.

Ученые уверены, что в будущем новое лекарство можно адаптировать и для человека. Оно сможет заменить опиоидные препараты – обезболивающие, которые вызывают у пациента зависимость.

Результаты тестирования и описание нового анальгетика опубликованы в журнале Science Transnational Medicine.

[Фото: Science News]