21 июля в здании Фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова президент Российской академии наук А.М. Сергеев, министр просвещения России С.С. Кравцов, ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий и ректор Московского физико-технического института Д.В. Ливанов встретились с победителями международных олимпиад по химии, биологии и физике. Ученые, школьники и их тренеры обсудили проблемы науки и образования, особенности подготовки школьников к соревнованиям такого уровня и поделились планами на будущее.

Ребята получили четыре золотые медали на 33-й Международной биологической олимпиаде, пять золотых медалей они привезли с 52-й Международной олимпиады школьников по физике и четыре золотые медали с 54-й Международной химической олимпиады школьников.

Мероприятие открылось выступлением министра просвещения России С.С. Кравцова. По его словам, итоги олимпиад лишний раз продемонстрировали сохраняющийся несмотря ни на что высокий уровень отечественного образования. «Отечественные традиции сохраняются, и наша страна показывает блестящие результаты», сказал министр. В тоже время не надо расслабляться: ведь нередки ситуации, когда победители олимпиад или стобалльники по ЕГЭ после поступления в вузы теряли интерес к обучению, а их таланты оказывались нераскрыты.

Ректор МГУ  В.А. Садовничий отметил одаренность и высокий уровень подготовки победителей. По его словам, это открывает перед ними возможность реализовать себя в науке, став настоящими учеными. «Будут победы, удачи, вы будете открывать, писать, высказывать новые идеи, и эти минуты всегда будут для вас самыми счастливыми. Ваши таланты и предыдущие успехи станут частью того пути, который обязан пройти каждый настоящий ученый», — подчеркнул ректор МГУ.

Президент РАН А.М. Сергеев отметил тот факт, что, став учеными, победители смогут не только реализовать себя, но и стать полезными для науки и общества в целом. «Сейчас ситуация такая, что для вас победа важна, но гораздо важнее она для страны. Вы очень нужны в университетах, ведь технологии базируются на науке. Мы вас ждем, и чем скорее вы придете, тем будет лучше», пояснил президент Российской академии наук. По его словам, чтобы стать хорошим ученым, нужно долго и трудно учиться, найти себе хорошего научного руководителя и много работать. И академическое сообщество готово оказывать ребятам всяческое содействие в этом. «Мы открыты к сотрудничеству», — сказал А.М. Сергеев.

После этого началась дискуссия, в которой приняли участие школьники — победители олимпиад, их тренеры, а также ученые из МГУ. Они обсудили достоинства и недостатки действующей школьной системы, системы подготовки участников олимпиад, проблемы образования и науки.

По мнению Максима Пермякова из Физтех-лицея им. П.Л. Капицы и Виктора Кошланя из московской школы Центра педагогического мастерства, в действующую школьную систему нужно внести ряд изменений: усилить роль и материальное положение учителя, увеличить наглядность, экспериментальную и практическую составляющие, внедрить по мере возможности междисциплинарный подход, обеспечить школы необходимым оборудованием, обеспечить популяризацию науки среди учащихся.

Особо была подчеркнута необходимость междисциплинарного подхода. Ученик Физтех-лицея им. П.Л. Капицы Вадим Ерин считает, что будущее за междисциплинарностью, поэтому ее нужно всячески развивать и поощрять. Особенно это касается физики, биологии и химии, которые пересекаются в ряде направлений, соответственно, внедрение междисциплинарности здесь пойдет легче. Это поможет привить интерес к науке, в том числе и у учащихся средней школы. «Многие школьники думают, что наука — это скучно и неинтересно, поэтому нет смысла ей заниматься», — сказал он.

Отдельным вопросом, по которому высказались все участники дискуссии, стало то, что важнее в школьной программе: широкий кругозор или больший набор фактических данных. По мнению ученика Физтех-лицея им. П.Л. Капицы Олега Калашникова, специализация должна быть, но это не исключает необходимости фундаментальной подготовки. Необходимо найти приемлемое соотношение между ними.

Также свое мнение озвучили и тренеры школьников, преподаватели биологического факультета МГУ Галина Белякова и Евгений Шилов. По их словам, действующая система подготовки к олимпиадам международного уровня уже не та, что была еще 20 лет назад, когда этим занимались случайные люди. Сейчас с детьми работают профессионалы из профильных учебных заведений, результаты работы которых говорят сами за себя. Особо были отмечены качества самих ребят: тяга к знаниям, целеустремленность, трудолюбие и упорство, которые вкупе с современными методиками тренировок и привели их к заслуженным победам.

В завершение встречи прошло вручение почетных наград и памятных подарков участникам. 

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, победители олимпиад и их тренеры о достижениях в области образования и науки.

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук

Фото: Николай Малахин/Научная Россия