Перспективную в диагностике злокачественных опухолей биомолекулу выделили и описали ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) совместно с Национальным научным центром морской биологии имени А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН.

Как сообщили в Институте наук о жизни и биомедицины ДВФУ, молекула выделена из гемолимфы морского моллюска Modiolus kurilensis и способна взаимодействовать с некоторыми типами опухолевых клеток, различая их. Ученые заявляют, что она перспективна с точки зрения не только диагностики, но и адресной доставки лекарств к злокачественным клеткам, что может повысить их эффективность, а также помочь в решении проблемы их токсичности для нормальных клеток и тем самым снизить побочный вред от химиотерапии. Исследование направлено на разработку средств для персонифицированной медицины. Научная статья опубликована в журнале Marine Drugs. Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России.

По словам заместителя директора Института наук о жизни и биомедицины ДВФУ Вадима Кумейко, биология на стыке с медициной решает важные проблемы в современном обществе. Злокачественные опухоли отличаются большим разнообразием патологически измененных клеток, фактически делая каждый случай онкологического заболевания индивидуальным. Эффективность борьбы со злокачественными опухолями во многом определяется точной молекулярной диагностикой и подобранными для пациента эффективными средствами химиотерапии, способными даже после успешного удаления опухоли найти и обезвредить оставшиеся опасные клетки.

«Биомедицина в наше время не просто делает открытия, а спасает жизни людям, принося в каждый дом новые биотехнологии и средства, позволяющие предупреждать и бороться с неизлечимыми ранее болезнями. Сейчас время трансфера здоровьесберегающих технологий, поэтому мы сконцентрировали научные силы в этой области, стараясь сократить путь от разработки до практического применения. Препараты, основанные на молекулах из природных источников, врываются стремительно на рынок. Уже сейчас не менее 60% лекарственных средств являются веществами природного происхождения или их аналогами, причем морские биомолекулы нередко демонстрируют принципиально новые химические структуры и механизмы действия», — отметил Вадим Кумейко.

Новая молекула является углевод-распознающим белком с выраженными иммунными функциями в организме моллюска. Разработанная схема его эффективного выделения и очистки имеет всего два этапа, включая аффинную хроматографию со специфичными для белка углеводами. Анализ структуры и свойств молекулы проводился с использованием самых современных средств и методик, включающих масс-спектрометрию со структурным de novo анализом, лазерную микроскопию, непрерывный in vivo имиджинг клеток с функцией машинного зрения.

«Первые результаты изучения нового белка показали его избирательное взаимодействие и эффективное подавление роста отдельных типов опухолевых клеток. Для правильного лечения необходимо под каждый тип опухоли и ее клеточный состав подобрать комбинацию препаратов и индивидуальную стратегию лечения. Наша молекула может быть использована для создания новых диагностических панелей, распознавая «портреты» опухолевых клеток, отличающиеся от других характерным углеводным профилем клеточной поверхности», — рассказал молодой ученый, научный сотрудник Института наук о жизни и биомедицины ДВФУ Андрей Гринченко.

Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России