Биолог Марк Аулия (Mark Auliya) из Центра исследования окружающей среды им. Гельмгольца в Лейпциге (Германия) на днях опубликовал в журнале Science статью, в которой призвал коллег засекречивать данные о местах обитания редких видов животных и растений. Дело в том, что такие открытые данные активно используют в своей деятельности браконьеры.

Аулия пришел к этой мысли после того, как в 2012 году отчитался в научном журнале об открытии им на острове Борнео новой популяции безухого варана (Lanthanotus borneensis). В той статье немецкий ученый постарался максимально расплывчато описать локализацию популяции на острове. Тем не менее, в течение года браконьеры нашли ее, наладили отлов и незаконный вывоз редких варанов.

«Это ужасно, — говорит Аулия. — Вероятно, если вы описываете новый вид в Демократической Республике Конго, вам достаточно указать страну [чтобы браконьеры его нашли]».

Того же мнения придерживается Дэвид Линденмайер (David Lindenmayer), биолог из Австралийского национального университета в Канберре. Практически одновременно со своим немецким коллегой, он опубликовал статью с аналогичным посылом в журнале Perspective. Линденмайер также уже сталкивался с подобными историями, когда браконьеры использовали его данные о редких видах, выложенные в открытый доступ в соответствии с требованиями правительства Австралии. Чтобы предотвратить это, он призывает коллег ввести у себя «самоограничения».

«Эра интернета и открытого доступа к данным в реальном времени, все эти вещи открывают совершенно новый спектр возможностей для людей, которые хотят заниматься браконьерством», — говорит Линдемайер.

Марк Баргмен (Mark Burgman), биолог из Имперского колледжа в Лондоне и главный редактор журнала Conservation Biology, согласен с этим. По его мнению, данные о редких животных должны выдаваться ученым и правительственным чиновникам только по запросу, с обоснованием необходимости.

В то же время, Брайан Стюарт (Bryan Stuart), герпетолог из Музея естественных наук Северной Каролины (США) предупреждает, что ограничение доступа к данным о местах обитания редких видов может иметь и негативные последствия. В частности, такие меры могут затруднить проведение природоохранных мероприятий. Кроме того, подчеркивает Стюарт, подобные данные, как их не скрывай, все равно однажды «утекут» в общий доступ — например, через музейные коллекции. Так что в борьбе с браконьерством это может быть только временной мерой.

Напомним, в Британии в 2015 году разработали прибор, позволяющий носорогам — одним из самых редких млекопитающих на Земле — «сообщать» ученым о браконьерах. Вживляется устройство под названием RAPID (Real-time Anti-Poaching Intelligence Device) как раз в столь привлекательный для браконьеров рог.