Коллектив сотрудников кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ изучил интерес при чтении иллюстрированных текстов. Впервые в подобном исследовании был применен метод айтрекинга. В эксперименте приняли участие 60 испытуемых. Им представили 16 текстов на разную тематику, после чего предложили пройти тестирование по содержанию. Результаты показали, что текст с иллюстрацией привлекает больше визуального внимания, дает преимущество при первичной обработке прочитанного и связан с вовлечением эмоционального компонента интереса. Результаты подтвердили корректность и актуальность применения айтрекинга в работах, посвященных образовательному процессу. Исследование опубликовано в журнале Journal of Intelligence.

Основная цель тех или иных эмоций, которые мы испытываем, – их способность активировать в нас определенное поведение. Интерес тоже считается эмоцией, но более «сложной», когда эмоциональный компонент плотно связан с предшествующими знаниями, памятью и даже представлениями человека о себе. При интересе человек чувствует побуждение к изучению нового для получения информации или лучшего усваивания уже известного. Интерес напрямую связан с повышенным вниманием и играет ключевую роль в формировании навыков, развитии интеллекта.

Несмотря на важность положительных эмоций, к которым относят и интерес, их физиологические механизмы не изучены до конца. Коллектив ученых кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ провёл исследование, посвященное интересу. 

Существуют разные методы для проведения подобных работ. Одним из них является айтрекинг – применение технологии отслеживания глаз. Этот метод позволяет оценить распределение зрительного внимания. Специальный прибор отслеживает, куда конкретно и сколько по времени смотрит испытуемый. Ученые в цитируемой работе впервые предложили использовать данный метод для исследования физиологических механизмов интереса в контексте обучения. Эксперимент проходил следующим образом. 60 испытуемых должны были прочитать текст, после чего ответить на вопросы по его содержимому. Участникам эксперимента предлагали 16 достаточно сложных образовательных текстов на самые разные тематики. Некоторые тексты содержали иллюстрации. 

Результаты помогли прийти к интересным выводам. Так, тексты с иллюстрациями дольше удерживали внимание участников, однако время чтения текста оставалось таким же, как если бы иллюстрации не было. Ученые утверждают, что несмотря на то что количество правильных ответов было одинаковым, наличие картинки в тексте позволяло участнику легче и эффективнее в нем ориентироваться. Таким образом, исследование подтвердило актуальность использования айтрекинга для изучения с научной точки зрения процесса обучения.  

«Изображение – это мощный инструмент, чтобы вызвать эмоции у учащегося и направить его внимание. Если применять его разумно, с учетом новизны информации, "учиться, учить и еще раз учиться" станет лозунгом не только преподавателей, но и самих учащихся», — резюмирует Александр Латанов, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Источник фото: ru.123rf.com