0 комментариев 286

Биологи ФИЦКИА УрО РАН открыли 12 видов и 4 рода пресноводных моллюсков в Юго-Восточной Азии

Открытия проясняют биогеографическое деление в этом макрорегионе

Учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН подвели итоги многолетней работы в Юго-Восточной Азии. Экспедиции, в течение которых проводился сбор материала, прошли в 2012-2018 годах. В начале 2020 года завершились филогенетические исследования. Результаты были опубликованы в научном журнале Scientific Reports https://www.nature.com/articles/s41598-020-63612-5 (издательская группа Nature).

Юго-Восточная Азия считается регионом, богатым эндемичными видами фауны, однако, в отличие от других животных (птиц, млекопитающих), местные униониды изучены слабо. С точки зрения малакологии эта часть карты планеты до сих пор полна белых пятен.

Этот тезис подтвердили архангельские биологи: в ходе ряда ранее проведённых экспедиций в Мьянму, Таиланд и Северный Лаос они обнаружили 12 видов и четыре рода пресноводных моллюсков, прежде неизвестных науке. Один из видов был назван в память о выдающемся российском учёном, директоре Института биологии Коми научного центра УрО РАН Анатолии Таскаеве.

Как отметил руководитель исследовательской группы, член-корреспондент РАН, директор ФИЦКИА УрО РАН Иван Болотов, большая часть описанных видов была обнаружена в труднодоступных местах. Так, северная часть штата Ракхайн в Мьянме является закрытой для большинства иностранцев. Это малонаселённая местность, ограниченная горными хребтами от основной части страны. Именно в труднодоступных малых реках была обнаружена значительная часть новых видов и родов, имеющих локальное распространение в Юго-Восточной Азии. Открытие расширило понимание систематики унионид региона.

Образцы полученных раковин изучались не только в Российском музее центров биоразнообразия ФИЦКИА УрО РАН, но и в лабораториях партнёрских научных учреждений разных стран мира: Национального музея естественной истории  Смитсоновского института (США),  Британского музея естественной истории (Великобритания),  Национального музея естественной истории Франции, Музея естественной истории в Генуе (Италия), Музея естественных наук Северной Каролины (США) и ряде других.

Учёным удалось уточнить границы биогеографических регионов Юго-Восточной Азии.

– Например, принято деление на Индийский биогеографический субрегион и  Западно-Индокитайский, однако, границы между ними прежде были неясны. Моллюски-униониды используются нами для реконструкции древних соединений между пресноводными бассейнами по всей Азии, – поясняет Иван Болотов. – Очень важно, что нам удалось показать роль перешейка Кра, который соединяет полуостров Малакка с азиатским континентом. Миллионы лет назад здесь находился морской пролив,  разделявший участки суши. Древний пролив представлял собой барьер для обмена видами между фаунами Западного Индокитая и Сундаланда.

Исследования показали, что пресноводные моллюски Юго-Восточной Азии развивались в основном в трёх эволюционных очагах – в Западном Индокитае, Сундаланде и Восточной Азии. Часть видов несколько миллионов лет назад мигрировала с Индийского субконтинента.

В глобальном масштабе униониды относятся к угрожаемым видам фауны. Учёные связывают вымирание пресноводных моллюсков с антропогенным воздействием на природную среду, влиянием промышленных объектов на водоёмы, с глобальными изменениями климата. Определённую опасность представляют и чужеродные виды.

В странах Юго-Восточной Азии пресноводные моллюски имеют весомое социально-экономическое значение, поскольку являются частью рациона крестьян и эффективными биофильтрами воды в реках и озерах.

Вадим Рыкусов, пресс-секретарь ФИЦКИА УрО РАН