Каждый третий россиянин хотел бы отправиться в космос – это результаты последних опросов. Чаще остальных об этом задумываются люди с доходом выше 80 тысяч рублей в месяц, говорит  исследование сервиса SuperJob – впрочем, и такой зарплаты не хватит. Чтобы посмотреть на Землю с орбиты сейчас, придется отдать больше полутора миллиардов рублей, или больше 20 миллионов долларов. За всю историю только семь человек отправлялись в космические туристические путешествия, они платили от $20 до $35 миллионов. Вспоминаем историю космического туризма.

«Челленджер» запускает двигатели: от правого ускорителя идет серый дым, из-за повреждения уплотнительного кольца корпус ускорителя прогорает. Это поймут позже, анализируя видео со старта. Челнок отрывается, на 73-й секунде старта, на высоте около пятнадцати километров взрывается ускоритель, обломки челнока падают в Атлантический океан. Так трагически в конце января 1986-го года закончился первый опыт полета непрофессионала в космос. Американская учительница Криста Маколифф отправилась на орбиту с командой «Челленджера» по программе «Учитель в космосе». Из-за технической ошибки погибли семь человек, а правительство США приняло закон о запрете космических полетов для непрофессионалов.

Первый успешный опыт космического туристического полета прошел только в 2001-м году. Американский предприниматель Деннис Тито почти восемь суток провел на МКС, облетев планету 128 раз. На станцию он отправился с российским экипажем в составе миссии «Союз ТМ-32». На взлете обнаружились проблемы с сердцем, а в невесомости Тито разбил голову о люк: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию», - говорил первый космический турист, вернувшись на Землю.

Эпоха космического туризма осталась в двухтысячных: первый полет прошел в 2001-м году, последний в 2009-м. За это время на МКС кроме Денниса Тито в развлекательных целях побывали южноафриканский предприниматель Марк Шаттлворт, американский предприниматель и доктор философии Грегори Олсен, единственная среди космических туристов женщина Ануше Ансари, дважды космический турист и программный архитектор Чарльз Симони, разработчик популярной компьютерной игры Lineage Ричард Гэрриот и основатель «Cirque du Soleil» канадец Ги Лалиберте. Всего 7 человек носят звание космических туристов.

Каждый полет сопровождался для туристов долгой подготовкой, которая длилась до года. Это называют одной из причин, по которым в космосе побывало так мало непрофессионалов. Цена на полеты в несколько миллионов долларов – достаточно небольшой вклад для миллиардеров, а их в мире больше 2800 человек, но на путешествие в космос решились только семеро. Возможно именно временные затраты отпугивали вероятных путешественников.

Нынешние компании проектируют космические туры с опорой на простоту и высокую скорость подготовки. Вместо недельной экспедиции на МКС организаторы думают над суборбитальным полетом – короткий тур на границе выхода из атмосферы – около ста километров над уровнем моря. Несколько минут невесомости без годовых тренировок и послекосмической адаптации планируют предлагать за относительно небольшие деньги – сейчас говорят о сумме в $250 000.

Раньше космических туристов отправляли только на отечественных кораблях «Союз». В ближайшие годы ситуация может измениться: космотуристические миссии планируют компании SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic. До последнего момента в рынке заатмосферных прогулок существовала и отечественная компания «КосмоКурс». Она планировала создать многоразовый суборбитальный комплекс для космического туризма и построить космодром в Нижегородской области. В начале апреля генеральный директор компании рассказал, что проект закрывается. Причиной назвали непреодолимые трудности с согласованием требований к проекту космодрома с местными властями и невозможность получения от Минобороны необходимой нормативной документации для проектирования суборбитальной туристической ракеты.

Когда именно запустят очередной космический тур пока неизвестно: сроки регулярно переносят. Одной из дат называют 2023-й год, когда в окрестности Луны планирует полететь японский миллиардер и восемь добровольцев, которых он выберет.

Фото на главной: cookelma / ru.123rf.com