Ученые ИРНИТУ с помощью беспилотного катамарана работают над изучением рельефа дна Байкала. Подробная карта донной поверхности поможет увеличить количество кластеров нейтринного телескопа Baikal-GVD.

Байкальский нейтринный телескоп установлен на расстоянии 3,5 км от берега на глубине от 750 до 1,3 тыс. метров в Южной котловине Байкала. Первую очередь телескопа, которая состоит из восьми кластеров, запустили еще в марте этого года. Всего планируется установить на дно озера более десяти кластеров, чтобы сравнять мощность с подледным нейтринным телескопом IceCube. Совместное использование приборов поможет провести исследование природного потока нейтрино высоких энергий на всей небесной сфере.

Еще в 2020 году заведующий лабораторией нейтринной астрофизики высоких энергий ИЯИ РАН, руководитель Байкальского проекта, член-корреспондент РАН Григорий Домогацкий предложил сотрудникам Иркутского политеха провести гидроакустическую съемку в месте расположения нейтринного телескопа. В прошлом году специалисты исследовали дно до глубины 1360 метров. В этот раз работы ведутся на мелководье (от берега до 150 метров) при помощи уникальной разработки – роботизированного катамарана.

«Беспилотный катамаран, разработанный нашей командой, позволяет производить гидроакустическую съемку на неглубоких участках Байкала. Основное преимущество автономного роботизированного катамарана состоит в том, что он может работать в двух средах - на суше и под водой. Аккумуляторы, заряжающиеся от солнечных панелей, позволяют аппарату выполнять мониторинг в течение нескольких дней без перерыва. Оснащение супервизорными системами обеспечивает следование по заданному курсу. В течение недели нам предстоит обследовать достаточно большую площадь и составить карту донной поверхности. Зная особенности подводного рельефа, сотрудники Института ядерных исследований смогут снизить риски, избежать многих неожиданностей и более точно рассчитать метраж кабеля для дальнейших работ», - рассказал участник команды, электронщик Дмитрий Ченский.

Источник фото: пресс-центр ИРНИТУ