Исследование 29 скандинавских озер показало, что некоторые встречающиеся в природе озерные бактерии быстрее и эффективнее размножаются на остатках пластиковых пакетов, чем на листьях и ветках, сообщает Кембриджский университет. Выводы ученых представлены в журнале Nature Communications.

Ученые рассмотрели образцы 29 озер по всей Скандинавии в период с августа по сентябрь 2019 года. Чтобы оценить ряд условий, эти озера различались по широте, глубине, площади, средней температуре поверхности и разнообразию растворенных молекул на основе углерода.

Ученые разрезали пластиковые пакеты из четырех крупных британских торговых сетей и встряхивали их в воде до тех пор, пока не выделялись содержащиеся в них соединения углерода.

Исследователи наполнили стеклянные бутылки озерной водой. К половине они добавили небольшое количество «пластиковой воды», чтобы представить количество углерода, которое выделяется из пластика в окружающую среду, а к другой – такое же количество дистиллированной воды. Через 72 часа в темноте в каждой из бутылок измеряли бактериальную активность.

В результате обнаружилось, что озерные бактерии охотнее питаются углеродными соединениями, полученными из пластика, чем естественными. Вероятно, бактериям легче расщеплять углеродные соединения из пластика и использовать их в качестве пищи: они стали размножатся более чем в два раза быстрее, когда количество пластика подняло общий уровень углерода в озерной воде всего на 4%.

Когда пластмассы разрушаются, они выделяют простые углеродные соединения. Исследователи обнаружили, что они химически отличаются от соединений углерода, высвобождаемых при разрушении органических веществ, таких как листья и ветки. Также команда выяснила, что углеродные соединения из пластмасс получены из добавок, уникальных для пластмассовых изделий, включая клеи и смягчители.

Ученые предупреждают, что их открытие не оправдывает пластиковое загрязнение. Некоторые соединения пластмасс могут оказывать токсическое воздействие на окружающую среду, особенно при высоких концентрациях. Но при этом, обогатив воды определенными видами бактерий, можно очистить водоемы от пластика естественным способом.

[Фото: SAMUEL WOODMAN]