Микробиологи из Блумингтонского университета в штате Индиана предложили новый способ получения биотоплива, связанный с использованием бактерий. Подробности их разработки изложены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние десятилетия ученые постоянно пытаются разработать различные способы производства биотоплива — как альтернативы использованию бензина. В основном делаются попытки обрабатывать различные растения, прежде всего зерновые культуры, добавляя к ним азотосодержащие удобрения и ферменты, которые помогают созданию из этих растений этанола — основы любого биотоплива.

Портал Научная Россия уже не раз писал о разных проектах, связанных с производством биотоплива, в том числе даже о планах производить его из мусора.

Однако этот процесс имеет ряд недостатков. Во-первых, масштабное использование зерновых для производства этанола может привести к повышению цен на зерно по всему миру. Во-вторых, хотя само биотопливо и более экологично, чем бензин, но его производство все равно оказывается связано с формированием большого количества парниковых газов.

Теперь же ученые из университета в городу Блумингтон, штат Индиана, предложили новый, по их мнению, более экологичный вариант. Во-первых, они предлагают перерабатывать не зерновые, а несъедобное растение мискантус, китайский тростник, снимая таким образом беспокойство из-за возможного роста цен. Мискантус, кстати, неприхотливое растение и его можно разводить на тех землях, где зерновые расти не смогут.

Кроме того, микробиологи разработали новый способ ферментирования, необходимого для переработки растений в топливо. Они решили использовать не дрожжи, как это делали до них, а особую бактерию — Zymomonas mobili, для которой не надо добавлять азот в удобрения, так как она получает газообразный азот из воздуха.

Сама идея выглядит очень заманчивой, так как обещает более дешевое и экологичное производство биотоплива. Но она пока что находится только в самом начале разработки, и некоторые вопросы остаются неразрешенными. Например, возможен вариант, при котором азота из воздуха для бактерий будет недостаточно, и в процессе производства топлива понадобится добавлять очищенный азот, что будет сопряжено с дополнительными расходами. Кроме того, критики этой идеи отмечают, что надо еще посчитать уровень выбросов газов, которые будут происходить во время выращивания, переработки и транспортировки растений и учесть все экологические последствия и экономические издержки.