С помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (ESO VLT) исследователи обнаружили три далеких газовых облака, химический состав которых соответствует тому, что, как ожидается, должно остаться от первых звездных взрывов, сообщает ESO. Статья, посвященная открытию, опубликована в Astrophysical Journal.

Считается, что первые звезды, образовавшиеся во Вселенной 13,5 миллиардов лет назад, состояли только из водорода и гелия, простейших химических элементов в природе. При этом они были в десятки или сотни раз массивнее Солнца и быстро погибли в результате мощных взрывов, известных как сверхновые, впервые обогатив окружающий газ более тяжелыми элементами. Более поздние поколения звезд родились из этого обогащенного газа и, в свою очередь, после смерти выбрасывали более тяжелые элементы.

Первичные звезды можно изучать косвенно – по химическим элементам, которые они оставили в окружающей среде после своей смерти. Так, используя данные Очень большого телескопа ESO, команда обнаружила три очень далеких газовых облака, которые наблюдались, когда Вселенной было не больше двух миллиардов лет. Облака содержат небольшое количество железа и большое количество углерода и других элементов – этот химический «отпечаток» соответствует тому, что, согласно теориям, должно остаться от взрывов первых звезд.

Такой своеобразный химический состав ученые также наблюдали у многих старых звезд в нашей собственной галактике, которые исследователи считают звездами второго поколения, сформировавшимися непосредственно из «пепла» первых. Это новое исследование обнаружило такой пепел в ранней Вселенной.

Чтобы обнаружить и изучить далекие газовые облака, команда использовала световые «маяки», известные как квазары — очень яркие источники, питаемые сверхмассивными черными дырами в центрах далеких галактик. Когда свет от квазара путешествует по Вселенной, он проходит сквозь газовые облака, в которых различные химические элементы оставляют отпечаток на свете.

[Иллюстрация: ESO/L. CALÇADA, M. KORNMESSER]