Международная группа ученых впервые наблюдала радиоволны, испускаемые сверхновой типа Ia, сообщает Национальный институт естественных наук. Наблюдения ученых, представленные в журнале Nature, позволят лучше понять, как взрываются белые карлики.

Сверхновая типа Ia (One-A) — это ядерный взрыв белого карлика. О том, как именно он происходит, известно недостаточно. Одиночные белые карлики не взрываются, поэтому считается, что массовая аккреция соседней звезды-компаньона играет роль в запуске взрыва.

Аккрецированная масса представляет собой внешний слой звезды-компаньона, и обычно она в основном состоит из водорода. Но считалось, что белый карлик также должен иметь возможность аккрецировать гелий от звезды-компаньона, которая потеряла свой внешний слой водорода.

Поскольку белый карлик отделяет вещество от своей звезды-компаньона, не все вещество падает на белого карлика; часть его образует облако околозвездного материала вокруг двойной звездной системы. Когда белый карлик взрывается в облаке околозвездного материала, ожидается, что ударные волны от взрыва, проходящие через околозвездный материал, будут возбуждать атомы, заставляя их излучать сильные радиоволны. Однако, несмотря на то, что наблюдались взрывы многих сверхновых типа Ia в облаке околозвездного материала, до сих пор астрономам еще не встречалось радиоволновое излучение, связанное со сверхновой типа Ia.

Международная группа исследователей, в которую вошли сотрудники Стокгольмского университета и Национальной астрономической обсерватории Японии, провела подробные наблюдения за сверхновой типа Ia, взорвавшейся в 2020 году. Они обнаружили, что эта сверхновая была окружена околозвездным материалом, состоящим в основном из гелия, и в обнаружении радиоволн от сверхновой. Сравнение наблюдаемой мощности радиоволн с теоретическими моделями показало, что белый карлик-прародитель аккрецировал материал со скоростью около 1/1000 массы Солнца каждый год. Это первая подтвержденная сверхновая типа Ia, вызванная массовой аккрецией звезды-компаньона с внешним слоем, состоящим в основном из гелия.

Теперь команда планирует искать радиоизлучение от других сверхновых типа Ia, чтобы выяснить, что привалу к взрыву сверхновой.

[Фото: ADAM MAKARENKO/W. M. KECK OBSERVATORY]