Астрономы наблюдают образование магнетара на расстоянии 6,5 миллиардов световых лет

Исследователи обнаружили вспышку рентгеновского излучения из галактики, которая удалена от нас примерно на 6,5 миллиардов световых лет. Вспышка говорит о слиянии двух нейтронных звезд и образовании магнетара.

Исследователи обнаружили вспышку рентгеновского излучения из галактики, которая удалена от нас примерно на 6,5 миллиардов световых лет. Вспышка говорит о слиянии двух нейтронных звезд и образовании магнетара – нейтронной звезды с чрезвычайно мощным магнитным полем, сообщает портал EurekAlert! со ссылкой на Университет Арканзаса (США). Основываясь на этом наблюдении, ученые смогли рассчитать, что подобные слияния происходят примерно 20 раз в год на каждом участке пространства размером в миллиард световых лет (в кубе).

Нейтронная звезда – очень плотная и очень маленькая звезда, в среднем около 20-40 километров в диаметре. Названа она так потому, что состоит практически полностью из нейтронной сердцевины, которая покрыта тонким слоем вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов. Нейтронные звезды образуются в результате коллапса звезды, достаточно массивной для образования сверхновой, но недостаточно массивной, чтобы стать черной дырой. Когда две нейтронные звезды сливаются, чтобы стать магнетаром, магнитное поле новой звезды может достигать 1011 Тесла. Это в 10 триллионов раз сильнее, чем поле кухонного магнитного держателя для ножей. Магнетары пока что мало изучены: первая подобная звезда была обнаружена лишь в 1998 году.

Исследователи обнаружили вспышку рентгеновских лучей в данных обзора Chandra Deep Field-South – изображении, полученном космической рентгеновской обсерваторией НАСА «Чандра». Исключив другие возможные источники рентгеновского излучения, они определили, что сигналы были вызваны процессом слияния двух нейтронных звезд, образующих магнетар.

«Ключевым доказательством является то, как сигнал менялся со временем, – отметил Брет Лемер (Bret Lehmer), доцент кафедры физики в Университете Арканзаса, один из участников исследования. – У него была яркая фаза, интенсивность которой в один момент перестала расти и пошла на спад совершенно особым образом. Это именно то, что вы ожидаете от магнетара, который быстро теряет свое магнитное поле в результате излучения».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Напомним, что в среду астрофизики сообщили о другом – крупнейшем – событии: им впервые удалось получить изображение сверхмассивной черной дыры.

[Фото: Chandra X-Ray Observatory]