Команда проекта «Телескоп горизонта событий» (EHT) получила самое четкое изображение сверхмассивной черной дыры, на котором видна ее «граница», так называемый горизонт событий, передает пресс-служба Национального научного фонда США.

Сверхмассивная черная дыра, запечатленная на снимке,тяжелее Солнца в 6,5 миллиардов раз. Она находится в центре галактики М87 (Messier 87) – сверхгигантской эллиптической галактики, крупнейшей в созвездии Девы. М87 удалена от Земли на 53,5 миллиона световых лет. Галактика считается второй по яркости в Скоплении Девы и одной из самых массивных галактик в Местном сверхскоплении галактик, или Суперкластере Девы. Сверхмассивная чёрная дыра, которая делает ядро галактики активным, является мощным источником различного излучения, особенно радиоволн. Также она порождает релятивистскую струю (джет). Длина такого джета достигает примерно пяти тысяч световых лет.

«Если мы погрузимся в яркую область, такую ​​как диск светящегося газа, мы будем ожидать, что черная дыра создаст темную область, похожую на тень. Это предсказывает общая теория относительности Эйнштейна, но мы этого никогда раньше не видели, – объяснил председатель Научного совета EHT Хейно Фальке (Heino Falcke) из Университета Радбуда (Нидерланды). – Эта тень, вызванная гравитационным изгибом и захватом света горизонтом событий, многое раскрывает о природе этих захватывающих объектов и позволила нам измерить огромную массу черной дыры M87».

Ученые смогли получить изображение, объединив порядка восьми телескопов, расположенных на разных континентах. Такой «виртуальный телескоп» позволил взглянуть на объект с разных углов зрения. За объектом наблюдала команда из 200 человек в течение нескольких дней в апреле 2017 года. Ученым понадобилось два года, чтобы обработать весь массив данных, полученных от телескопов.

Добавим, что астрофизики из команды EHT рассматривали в качестве объекта для наблюдения другого кандидата – черную дыру Стрелец A*, которая находится в центре Млечного Пути. Однако ученые остановились на черной дыре из галактики М87.

[Фото: Event Horizon Telescope collaboration et al.]