Ученые наблюдали взрыв на расстоянии 180 миллионов световых лет, который по форме больше напоминает диск, а не сферу – как большинство взрывов, сообщает Шеффилдский университет (Великобритания). Результаты исследования, опубликованные в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, предполагают, что такая форма возникла потому, что взорвавшаяся звезда была окружена плотным диском или могла быть неудавшейся сверхновой.

Наблюдаемый взрыв представляет собой яркий быстрый синий оптический переходный процесс (FBOT) — класс взрывов, который встречается гораздо реже, чем другие взрывы (как, например, взрыв сверхновой). Первый яркий FBOT был обнаружен в 2018 году и получил прозвище «Корова».

Взрывы звезд во Вселенной почти всегда имеют сферическую форму, как и сами звезды. Однако этот взрыв, который произошел на расстоянии 180 миллионов световых лет, является самым плоским из когда-либо наблюдавшихся в космосе.

«Надеюсь, это новое открытие поможет нам пролить на них [FBOT – НР.] немного больше света. Мы никогда не думали, что взрывы могут быть такими асферическими. Этому есть несколько возможных объяснений: вовлеченные звезды могли создать диск незадолго до своей смерти или это могли быть неудавшиеся сверхновые, когда ядро звезды коллапсирует в черную дыру или нейтронную звезду, которая затем съедает остальную часть звезды», – цитируют в пресс-релизе доктора Джастин Маунд из Шеффилдского университета, ведущего автора исследования.

[Иллюстрация: Phil Drury, University of Sheffield]