Группа астрономов из Великобритании обнаружила крупнейший из когда-либо наблюдавшихся космических взрывов: он более чем в десять раз ярче любой известной сверхновой и в три раза ярче самого яркого события приливного разрушения (когда звезда «падает» в сверхмассивную черную дыру), сообщает Университет Саутгемптона. Подробно открытие описано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Взрыв, известный как AT2021lwx, длится уже более трех лет. Для сравнения: большинство сверхновых светят ярко только в течение нескольких месяцев. Взрыв произошел на расстоянии почти восьми миллиардов световых лет, когда Вселенной было около шести миллиардов лет — и его все еще замечают телескопы.

Исследователи считают, что взрыв – это результат разрушения огромного облака газа (возможно, в тысячи раз больше, чем наше Солнце), которое было сильно разрушено сверхмассивной черной дырой. Фрагменты облака будут поглощены, посылая ударные волны через его остатки, а также в большое пыльное облако, окружающее черную дыру. Такие события очень редки, и ничего подобного раньше не наблюдалось.

В прошлом году астрономы стали свидетелями самого яркого взрыва за всю историю наблюдений — гамма-всплеска, известного как GRB 221009A. Хотя он был ярче, чем AT2021lwx, длился всплеск не так долго, а это означает, что общая энергия, высвобождаемая при взрыве AT2021lwx, намного больше.

AT2021lwx был впервые обнаружен в 2020 году. С того времени за ним наблюдали с помощью нескольких различных телескопов: телескопа Neil Gehrels Swift (совместная работа НАСА, Великобритании и Италии), New Technology Telescope (управляемого Европейской южной обсерваторией) в Чили и Gran Telescopio Canarias в Испании.

Команда смогла измерить расстояние до объекта, анализируя спектр света, разделяя его на разные длины волн и измеряя различные характеристики поглощения и излучения спектра. По степени яркости с AT2021lwx можно сопоставить только квазары — одни из самых ярких объектов во Вселенной.

[Иллюстрация: John A. Paice / UNIVERSITY OF SOUTHAMPTON]