Используя данные космического телескопа НАСА «Хаббл», астрономы нашли доказательства того, что в центре ближайшего к нам шарового звездного скопления Мессье 4 может скрываться черная звезда редкого класса, которая всего в 800 раз массивнее Солнца, сообщает НАСА. Результаты работы описаны в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Возможная черная дыра промежуточной массы не видна на снимках «Хаббла», но ученые смогли рассчитать ее массу. По данным телескопа, собранным за 12 лет, они изучали движение звезд, попавших в гравитационное поле объекта. Так, ученые подсчитали, что масса черной дыры в Mессье 4 может в 800 раз превышать массу Солнца. При этом исследователи исключают альтернативные версии: они уверены, что обнаружили не нейтронную звезду и не более мелкие черные дыры, вращающиеся вокруг друг друга.

«Мы уверены в том, что перед нами – крошечная область с большой концентрацией массы. Она примерно в три раза меньше, чем самая плотная темная масса, которую мы обнаружили ранее в других шаровых скоплениях, – объясняет Эдуардо Витраль из Научного института космического телескопа в Балтиморе (США). – Эта область более компактна, чем то, что мы можем воспроизвести с помощью численного моделирования, если принять во внимание совокупность черных дыр, нейтронных звезд и белых карликов, сконцентрированных в центре скопления. Они не в состоянии сформировать такую компактную концентрацию массы».

Черная дыра промежуточной массы – это черная дыра, масса которой составляет от 100 до 100 тысяч масс Солнца. Такие объекты встречаются крайне редко. Ранее астрономы определили другие подобные – возможные – объекты. Два лучших кандидата – 3XMM J215022.4−055108, которую «Хаббл» помог открыть в 2020 году, и HLX-1, идентифицированная в 2009 году. Обе черные дыры находятся в плотных звездных скоплениях на окраинах других галактик. Каждая из них имеет массу десятков тысяч солнц и, возможно, когда-то находилась в центрах карликовых галактик.

[Фото: ESA/Hubble, NASA]