Спутник IMAGE (Imager for Magnetopause-to-Aurora Global Exploration), запущенный NASA в марте 2000 года и потерявшего связь с Землей в декабре 2005-го, случайно нашел астроном-любитель Скотт Тилли (Scott Tilley). Об этом он сообщил в своем блоге.

IMAGE появился в поле зрения астронома случайно. Тот на досуге ловил радиосигналы от разнообразных шпионских спутников. В последнее время его особенно заинтересовал аппарат ZUMA (USA-280) американского правительства, запущенный на принадлежащей SpaceX ракете в начале января 2018-го. Назначение и расположение USA-280 держатся в секрете, так же как и название конкретного ведомства, которое за него отвечает. Однако, по некоторым данным, он быстро прекратил работу.

Тилли пытался вычислить местонахождение ZUMA, анализируя радиосигналы определенных частот, но не преуспел в этом. Однако один полученный астрономом сигнал особенно заинтересовал его. Тилли расшифровал его, и оказалось, что он принадлежит спутнику 2000-017A. Под таким обозначением у NASA проходил IMAGE — аппарат, связь с которым потерялась в конце 2005 года. Его строительство и запуск в 2000 стоили 150 миллионов долларов. Спутник регистрировал физические явления, происходящие в магнитосфере Земли при изменениях в параметрах солнечного ветра. После того как IMAGE «затих», за ним перестали следить, и миссию закрыли.

Чтобы подтвердить полученные данные, Скотт Тилли обратился к представителям NASA. Они проанализировали сигналы 2000-017A, и оказалось, что это действительно IMAGE. По крайней мере, он очевидно способен передавать телеметрию. Велик шанс, что и некоторые из его шести измерительных инструментов находятся в рабочем состоянии. Однако скорость его вращения упала, что затрудняет связь с ним.

В данный момент исследователи NASA пытаются выяснить, может ли IMAGE регистрировать и посылать на Землю какие-либо данные о ее магнитосфере. Если он в состоянии работать, мы получим новые интересные сведения о состоянии магнитного поля Земли в зоне полярных сияний в Северном полушарии.

[Иллюстрация: НАСА]