МС-21. Фото: пресс-служба корпорации «Иркут»

 

В ближайшие годы отечественная авиационная промышленность должна увеличить производство новых лайнеров, которые должны заменить флот европейских и американских гражданских самолетов в России. Генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского, чл.-корр. РАН Кирилл Сыпало рассказал, что это будут за машины. Подробнее в материале Аргументов и Фактов.

MC-21 и Sukhoi Superjet

«Мы участвуем в программах создания современной авиационной техники и активно помогаем подготовить к первым вылетам гражданские самолеты нового поколения. Это флагманы MC-21 и Sukhoi Superjet. В залах ресурсных испытаний и в аэродинамических трубах проходят финальные испытания самолетов для выдачи сертификатов типа летательных аппаратов», — отметил Сыпало.

По его словам, впервые с советского времени в ЦАГИ в рамках программ импортонезависимости в сфере самолетостроения были построены два крупных объекта. Введены в строй уникальные испытательные лаборатории.

 «По „Суперджету“ мы сейчас заняты ресурсными испытаниями, которые продлятся до ноября 2023 года. Они помогают понять, как пойдет дальнейшая жизнь самолета, благодаря чему будут формироваться планы и программы обслуживания, определятся межсервисные интервалы, влияющие на специфику эксплуатации в авиакомпаниях. Потом мы надеемся, что самолет начнет летать и начнется традиционная отработка сертификационного базиса», — рассказал специалист.

Композитное крыло

Как отмечает Кирилл Сыпало, помимо прочего, в ЦАГИ ведутся испытания прототипа кессона композитного крыла для широкофюзеляжного самолета. Это перспективная технология, которая отчасти была опробована на MC-21 и продолжает дальше развиваться в новых разработках. Это, по его словам, более сложная конструкция, нежели чем на MC-21, там другие толщины, двойная кривизна.

«Сейчас мы собрали испытательный стенд, который является уникальным, и ни одна страна не располагает ничем подобным. Построили первый прототип кессона крыла для нового поколения гражданских самолетов и проводим испытания на прочность. Постараемся сломать это крыло и определить высшие пределы прочности конструкции. На самом деле это непросто, так как по расчетам получается прочная конструкция.

Второй прототип кессона тоже сделали и покажем на МАКСе. В августе приступим к ресурсным испытаниям второго экземпляра кессона. Эти испытания являются большим заделом на будущее. Полученные результаты пригодятся для нашей будущей широкофюзеляжной авиации.

Конструкция крыла может воплотиться в перспективных проектах самолетов, в частности, в неком новом поколении Ил-96, или найдет применение в проекте, который реализовывается с нашими китайскими партнерами. Это ключевая уникальная технология для создания самолетов нового поколения», — рассказал Сыпало.