Исследовательская группа из Университета Кумамото (Япония) создала в лаборатории сложную ткань почки исключительно из эмбриональных стволовых клеток мыши. Полученный органоид может проложить путь к более качественным исследованиям органа и к созданию искусственных человеческих почек для трансплантации, сообщает пресс-служба вуза. Результаты работы описаны в журнале Nature Communications.

Почки являются очень важным для здоровья органом: они работают как фильтры, выводя лишнюю воду, очищая организм от токсических веществ. Это сложный орган, который развивается из комбинации трех компонентов. Ранее ученые нашли способ получить два из них – предшественник нефрона и мочеточник – из эмбриональных стволовых клеток мыши. Теперь команда воспроизвела третий компонент.

В данной работе исследователи сосредоточились на строме – типе ткани, состоящей из различных поддерживающих и соединительных тканей. Объединив все три компонента in vitro, исследователи смогли создать первую трехмерную ткань со сложной архитектурой, как у настоящей почки. Органоид состоит из сильно разветвленных канальцев и нескольких других специфичных для почек структур.

Команда также смогла получить первые два компонента из индуцированных стволовых клеток человека. Если также удастся получить и последний компонент, можно будет в лаборатории воспроизвести в том числе и человеческую почку.

«Сейчас мы очень усердно работаем над созданием полностью функциональной человеческой почки, – отмечают авторы работы. – Мы надеемся использовать наши разработки для скрининга лекарств от различных заболеваний, а в долгосрочной перспективе и для трансплантации».

[Фото: DR. SHUNSUKE TANIGAWA]