Исследователи из Токийского Университета обнаружили в воде домашнего аквариума новый вид микроводорослей, который можно использовать, например, для производства полезных продуктов питания и биотоплива, сообщает пресс-служба вуза. Подробно открытие описано в журнале Communications Biology.

Микроводоросли нового вида — Medakamo hakoo (M. hakoo) – самые маленькие из известных пресноводных зеленых водорослей. Ученые определили у них качества, которые позволяют стабильно культивировать M. hakoo при высокой плотности клеток.

У М. hakoo очень простая структура клеток: всего одна митохондрия (для производства энергии) и один хлоропласт (который содержит хлорофилл и создает пищу посредством фотосинтеза). Также у этого вида, как выяснили ученые, необычная структура ДНК и новая система регуляции генов. «Его клеточный цикл также сильно синхронизирован с дневным и ночным циклом, что является ключом к эффективной и стабильной биопродукции. Благодаря этим неотъемлемым качествам и чрезвычайно маленькому размеру M. hakoo можно эффективно культивировать при высокой плотности клеток, что позволяет массово производить такие вещества, как высокофункциональные продукты питания, косметику и биотопливо по низкой цене», — поясняют авторы работы.

Ученые брали водоросли из воды и выращивали одну за другой. ДНК окрашивали флуоресцентными маркерами и под микроскопом икали ту водоросль, у которой было наименьшее количество ДНК на клетку. Затем они секвенировали ДНК этой водоросли и сравнили ее с ДНК других водорослей. Результаты не совпали с ДНК какой-либо ранее зарегистрированной микроводоросли.

Микроводоросли — это очень маленькие водоросли, невидимые человеческому глазу. Они являются жизненно важной частью экосистемы Земли и образуют основу всех водных пищевых цепей. Они привлекают особое внимание исследователей и предприятий, так как могут улавливать углекислый газ, а также выступать в роли биотоплива, альтернативного источника белка и многого другого. Существуют десятки тысяч видов микроводорослей, которые продолжают процветать в неожиданных местах.

[Фото: 2023 SACHIHIRO MATSUNAGA]