Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Communications под руководством палеонтологов из Бристольского университета, показывает, что аммониты не исчезли до полного вымирания, а продолжали активно развиваться по всему миру в позднем меловом периоде. Благодаря музейным коллекциям новое исследование позволило сравнить их разнообразие по всему земному шару непосредственно перед вымиранием, впервые раскрыв сложную эволюционную историю их последней главы, сообщает Лос-Анджелесский музей естественной истории.

Аммониты – морские моллюски, часто отличающиеся свернутыми раковинами, – являются одной из величайших икон палеонтологии. Они процветали в океанах Земли более 350 миллионов лет, пока не вымерли во время того же случайного события, которое уничтожило динозавров 66 миллионов лет назад. Однако некоторые палеонтологи утверждают, что разнообразие аммонитов (последнего крупного рода аммоноидей) сокращалось задолго до их вымирания в конце мелового периода и что их гибель была неизбежной.

«У аммонитов была удивительная история эволюции. Благодаря своим грозным раковинам и мощным щупальцам они изобрели плавание. Они могли вырастать как до размеров автомобиля, так и до нескольких миллиметров в диаметре. Они играли столь же разные роли в своих экосистемах: от хищников на вершине пищевой сети до фильтраторов, питающихся планктоном», – говорит Хенди.

«Понять, как и почему менялось биоразнообразие с течением времени, очень сложно. Окаменелости рассказывают нам часть истории, но зачастую это ненадежный рассказчик. Образцы могут отражать не столько реальную биологическую историю, сколько модели отбора моллюсков. Возможно, именно поэтому предыдущие исследователи считали, что они находятся в долгосрочном экологическом упадке», – говорит ведущий автор исследования доктор Джозеф Фланнери-Сазерленд.

Чтобы решить эту проблему, команда собрала новую базу данных окаменелостей аммонитов позднемелового периода, которая помогла заполнить пробелы в отборе образцов.

Ученые проанализировали, как видообразование аммонитов и скорость вымирания варьировались в разных частях земного шара. Если бы аммониты находились в упадке на протяжении позднего мела, то темпы их вымирания были бы в целом выше, чем темпы видообразования. Вместо этого команда ученых обнаружила, что баланс видообразования и вымирания менялся как в течение геологического времени, так и между различными географическими регионами.

«Эти различия в диверсификации аммоноидей по всему миру являются важной частью того, почему история позднемелового периода была неправильно понята. Ископаемые останки в Северной Америке очень хорошо изучены, но если смотреть только на них, то можно подумать, что они выживали, в то время как в других регионах они процветали. Вымирание действительно было случайным событием, а не неизбежным результатом», – говорит старший автор исследования доктор Джеймс Виттс из Музея естественной истории в Лондоне.

Что же послужило причиной успеха аммонитов в позднем мелу? Чтобы ответить на этот вопрос, команда исследователей изучила потенциальные факторы, которые могли привести к изменению их разнообразия с течением времени. В частности, их интересовало, были ли темпы видообразования и вымирания сформированы условиями окружающей среды, такими как температура океана и уровень моря, или биологическими процессами, такими как давление хищников и конкуренция между аммонитами.

«Мы обнаружили, что причины видообразования и вымирания аммонитов столь же географически разнообразны, как и сами темпы. Нельзя просто взглянуть на общий список окаменелостей и сказать, что он был вызван исключительно изменением температуры, например. Все было гораздо сложнее и зависело от того, в какой части света они жили», – говорит соавтор исследования доктор Корин Майерс из Университета Нью-Мексико.

«Палеонтологи часто любят рассказывать о том, что послужило причиной изменения ископаемого разнообразия той или иной группы, но наша работа показывает, что не всегда все так однозначно», – заключил доктор Фланнери Сазерленд.

[Фото: Callum Pursall (@cpursall on X) / Natural History Museum of Los Angeles County]