Александр Романович Лурия — советский психолог, который заложил основы нейропсихологии в СССР.  Сначала Лурия окончил гимназию с серебряной медалью, а потом, в свои 19, и Казанский университет. Ученый вдохновился примером выдающегося Зигмунда Фрейда и создал кружок психоанализа. Он написал об этом Фрейду и даже получил ответ. Так начался путь А.Р. Лурии в психологии.

В 20-х гг. прошлого столетия он изучал аффективные состояния человека. Результатом стала сопряженная моторная методика по выявлению скрытых аффективных комплексов. А совместная исследовательская работа с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими учеными привела к разработке культурно-исторической теории человеческой психики. На основе теоретических и экспериментальных исследований проблем мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга были сформированы концептуальный аппарат и феноменологическая база нейропсихологии. Эти наработки также легли в основу системы методов нейропсихологической диагностики.

Александр Лурия внес немалый вклад в развитие отечественных криминалистики и криминологии. Так, его имя связано со становлением и развитием в СССР аппаратурного метода «детекции лжи».

Его исследования второй половины 20-х гг. XX в. базировались на ассоциативном методе. Ученый предложил в дополнение к нему ввести запись на приборе быстроты двигательной реакции испытуемого на слова-раздражители.

Вот что об этом писал сам Александр Романович в своих мемуарах: «...Наш эксперимент состоял в следующем. Мой ассистент составлял рассказ, который прочитывался нескольким испытуемым. Один из рассказов, например, был о воре, залезшем через окно в церковь и укравшем золотой подсвечник, икону и распятие. Испытуемым давалось задание запомнить рассказ, но скрывать, что он им известен. Затем их и других испытуемых, которые не слышали рассказа, просили принять участие в эксперименте, в ходе которого требовалось ответить на список примерно из семи-десяти слов, десять из которых являлись "критическими". Испытуемые должны были нажимать правой рукой на ключ, отвечая при этом любым словом. В мою задачу входило определить на основе комбинированной записи двигательных и словесных ответов, какие из слов являлись "критическими", кто из испытуемых был знаком с рассказом и кто не знал его, и каков был сам рассказ. Впоследствии эта методика нашла применение в судебной практике».

Ученый работал в лаборатории экспериментальной психологии при Московской губернской прокуратуре. Там он изучал психическое состояние подозреваемых в совершении тяжких преступлений между арестом и судом и после суда. В результате исследователь пришел к выводу, что «состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции».

В 1927 г. А.Р. Лурия констатировал, что «экспериментально-психологический метод обнаружения причастности (к преступлению) следует в будущем рассматривать как одну из серьезнейших возможностей применения объективных методов в криминалистике».

Годы исследований привели к появлению обширной экспериментальной базы данных более чем от полусотни человек. Бóльшая часть из них отбывали наказание за тяжкие или особо тяжкие преступления: убийства или соучастия в убийстве.

Исследования Александра Лурии имели колоссальную практическую значимость. Метод сравнения реакций на разные слова одного и того же испытуемого помогал вычислить подлинного преступника. Работа стала прообразом детектора лжи. А.Р. Лурия создал генеральный принцип психофизиологических методов, который помогал выявлять скрываемую информацию. Принцип гласит: «единственная возможность изучить механику внутренних "скрытых" процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы свое отражение».

Основные работы в области юридической психологии:

Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций // Проблемы современной психологии. Т. 3. 1928.

Психология в определении следов преступления // Научное слово. № 3. 1928.

Экспериментальная психология в судебно-следственном деле // Советское право. Журнал института советского права. М.: Государственное издательство, 1927. № 2 (26).

The Nature of Human Conflicts. N.Y., 1932.

Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002.

Автор Евгения Черноскулова