По словам академика Виктора Малеева, ситуация с коронавирусом осложняется еще и тем, что в последнее время инфекциям и вирусам уделялось мало внимания. Научное сообщество считало, что инфекции больше не представляют для человека опасности. Нынешняя ситуация говорит об обратном. В случае наиболее благоприятного развития ситуации с коронавирусом в России эпидемия может закончиться в июне, считает Виктор Васильевич. Академик отметил, что сроки завершения эпидемии во многом зависят от того, насколько строго люди будут соблюдать режим самоизоляции и другие меры по профилактике коронавируса.
Виктор Васильевич Малеев — учёный-микробиолог, эпидемиолог и инфекционист, советник директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН.
— В первое время коронавирус сравнивали с гриппом. Сейчас ясно, что разница существенная. В чем она состоит?
— Грипп и коронавирус принадлежат к разным семействам вирусов. Грипп относится к ортомиксовиринам, а SARS-CoV-2 — к коронавиринам. И в целом существует множество разновидностей вирусов. К сожалению, нам пока известны лишь 5-10 семейств вирусов, которые опасны для человека. А другие нам пока неизвестны. Плюс ко всему периодически появляются новые возбудители заболеваний.
Первые представители семейства коронавирин были открыты в только 1965 году. До этого времени никто не знал об их существовании. На сегодняшний день нам известны 7 типов коронавируса, которые поражают человека.
Каждый из них отличается патогенностью, наличием тех или иных ферментов, оболочкой, способам внедрения и другим параметрам. Сейчас ясно одно — мы пока мало знаем характеристики нового коронавируса.
— Почему это вирус настолько заразен, по сравнению с его предшественниками – SARS и MERS?
— Мы столкнулись с таким вирусом впервые. Чтобы узнать его вирулентность — степень способности штамма микроорганизма или вируса заражать организм — необходимо проводить специальные эксперименты на животных. Поэтому ученые продолжают его изучать. Но уже сейчас заметно, что вирус распространяется очень быстро.
SARS тоже распространялся очень быстро. И начинал распространяться примерно также как SARS-CoV-2. Но через какое-то время просто исчез. В период с ноября 2002 года по июль 2003 года всего было зарегистрировано 8422 случаев заболевания в 29 странах, умерли 916 человек. С 2004 года в мире не было зарегистрировано ни одного случая заболевания, вызванного SARS.
Первые случаи заболевания вирусом MERS были зарегистрированы в Саудовской Аравии в начале осени 2012 года. К 2015 году вирус распространился и в другие страны, в том числе в страны Европы. Кстати, по состоянию на конец 2019 — начало 2020 годов в мире всего зарегистрировано от 2494 до 2506 случаев заболевания. Каждый год продолжают регистрироваться случаи заболевания, вызванные MERS-CoV: от единичных случаев до десятков.
И если за первыми двумя вирусами мы можем наблюдать ретроспективно, основываясь на их истории, то про новый коронавирус мы пока еще ничего не знаем.
— В России введен режим самоизоляции. Между тем с каждым днем количество заболевших только увеличивается. Почему?
— Конечно, не все люди соблюдают режим самоизоляции. К тому же нам пока неизвестны эффективные меры борьбы с новым коронавирусом. Ученые только начали работать над созданием вакцины и лекарства, которое имело бы профилактический эффект.
К слову, от гриппа такие препараты уже существуют. Поэтому пока самыми эффективными методами, известными науке, являются самоизоляция и соблюдение правил гигиены. Уже доказано, что вирус передается не только воздушно-капельным путем, но и контактным. То есть всё, чего мы касаемся, может потенциально быть опасным.
— Это не первая встреча с опасным вирусом. Стоит ли ожидать, что подобны встреч будет еще много?
— Я думаю, что подобных встреч с вирусами будет еще немало. Об этом говорит тот факт, что последние 20-30 лет мы постоянно сталкиваемся с новыми инфекциями. Инфекции постоянно нас окружают, ведь они часть живой природы. И, возможно, пока мы с вами разговариваем, где-то зарождается новая опасная инфекция.
Помимо этого, мы продолжаем бороться с уже известными инфекциями. Сейчас почти ликвидирована только оспа. Но где гарантии, что она не вернётся вновь через 50 лет.
— Какой главный вызов стоит сейчас перед учеными?
— Как мне кажется, в последние годы инфекциям уделялось мало внимания. Все считали, что инфекции побеждены. Это была ошибка. Мы никогда не сможем победить природную составляющую инфекций до конца.
Сегодня остается надеяться, что с приходом лета и повышением температуры воздуха ситуация изменится. Важно помнить, что эффективность принимаемых мер зависит от каждого из нас — от населения, представителей власти и, конечно, от ученых и врачей.
Интервью осуществлено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук
Фото: Николай Галкин/ТАСС