Трансфер технологий и правовую защиту разработок в области электронной промышленности обсудили представители науки, власти, индустрии на «Технопроме-2024». Директор Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН (ИФП СО РАН) академик РАН Александр Васильевич Латышев рассказал об основных закономерностях передачи технологий от науки к бизнесу с учетом опыта НИИ.

Автор фото: Надежда Дмитриева

Автор фото: Надежда Дмитриева

 

Ученый обрисовал ландшафт, в котором работает современная электронная промышленность, обозначил основные проблемы трансфера технологий, рассказал о решениях — как уже используемых в ИФП СО РАН, так и о перспективных, которые следуют из мировых тенденций.

Технологический процесс производства электронных компонентов требует огромных затрат, которые не может взять на себя ни отдельная научная организация, ни предприятие. «Стоимость разработки и запуска пятинанометрового технологического процесса изготовления чипов – 542 млн долларов, к этому нужно добавить и стоимость кремниевого завода — не менее 20 миллиардов долларов. Такие расходы можно оправдать, только выпуская конкурентоспособную продукцию в большом объеме, с хорошо определенной продуктовой корзиной в рамках мирового рынка. Все остальные варианты могут существовать лишь за счет государственного заказа», — подчеркнул академик.

 

«Любая инновация связана с человеческим фактором»

Среди ограничений трансфера технологий от академических учреждений к бизнесу А.В. Латышев выделил нескорректированные ожидания, человеческий фактор, сложность ценовой конкуренции, слабое обеспечение капитальных инвестиций в разработку технологического оборудования, отсутствие инжиниринговых центров.

«Промышленность ждет, что наука подготовит и даст рекомендации, которые можно быстро включить в процесс производства микроэлектроники. Но наука предлагает не трансфер технологий, а трансфер знаний, технологических компетенций. Причем зачастую новые разработки реализованы на оборудовании, которого нет у индустриального партнера, а компетенции людей, работающих на предприятиях, и в институтах — разные.

Во-вторых, любая инновация связана с человеческим фактором: нужно объединить усилия человека от науки и человека от бизнеса. Но цель у каждого своя: ученому интересно открыть новый эффект, обнаружить новый результат, опубликовать его, сделать общественным достоянием. В то время как промышленность заинтересована в расширении ассортимента или увеличении качества продукции и, в конечном счете, — получении прибыли. Разницу подходов нужно учитывать при попытках осуществить трансфер технологий.

В-третьих, есть сложность ценового конкурирования с глобальными поставщиками. В последнее время запрос от индустрии поступает на изделия, которые сейчас не поставляются зарубежными производителями. Мы можем разработать такую продукцию, но это будет дорого, разработка от нулевого цикла не бывает дешева. В такой ситуации трудно конкурировать, например, с китайскими поставщиками», — пояснил директор ИФП СО РАН.

Продолжая доклад, ученый обратил внимание собравшихся, что в системе государственных разработок преобладают опытно-конструкторские работы (ОКР) «без права на ошибку», не допускающие отрицательного результата. Но для создания новых технологий требуется поиск, его процесс заложен в идее научно-исследовательских разработок (НИР): «К сожалению, в задачах, которые ставит Министерство промышленности и торговли РФ, НИРы как таковые исчезают».

 

«Электронной промышленности не хватает инжиниринговых центров»

Трансфер, а главное разработка технологий, требует соответствующего оборудования, причем нужно его обновлять постоянно.

«Сегодня работает программа по созданию технологического оборудования для микроэлектроники. Наш институт в ней тоже участвует, и мы, безусловно, выполним свои задачи.

Но сейчас, образно говоря, происходит “тушение пожара” — в моменте создается технологическое оборудование, которое зарубежные поставщики прекратили продавать России. Однако процесс нужно продолжать постоянно, поддерживать развитие, удерживать квалифицированных конструкторов, потому что новое оборудование через несколько лет устареет. На коммерческой основе это сделать нельзя, нужна сильная поддержка государства», — акцентировал А.В. Латышев.

Фактор, существенно влияющий на трансфер технологий, — отсутствие национальной исследовательской инфраструктуры.

«Электронной промышленности критически не хватает инжиниринговых центров. Создание таких центров, действующих по принципам коллективного пользования, с современным дорогостоящим оборудованием — на базе научных организаций или университетов, — мировая тенденция.

В инжиниринговых центрах за умеренную цену можно тестировать научные идеи, их практические аспекты, на заводе этого сделать нельзя — цена теста будет слишком велика, предприятие сфокусировано на выпуске больших партий», — подытожил ученый.

 

Решения, используемые в ИФП СО РАН

Среди возможных решений Александр Латышев назвал использование вариантов государственной поддержки, которую, в частности, предлагает Российский научный фонд, расширение контактов с промышленными технопарками и с их инфраструктурой, интеграцию консорциумов НИИ и вузов с промышленными предприятиями для создания технологических проектов полного цикла. Все перечисленные варианты реализуются в ИФП СО РАН.

«Российский научный фонд вместе с инновационным бизнесом формирует задачи, и перед исследовательскими институтами появляется реальный портфель заказов. Возникают коммуникационные мосты между институтом и индустриальным партнером. Также в Сибири существует система региональных грантов РНФ, которую поддерживает правительство региона, она позволяет продвигать проекты от стадии идеи до создания опытного образца. Ученые ИФП СО РАН руководят обоими типами проектов РНФ.

Сейчас по разным направлениям формируются молодежные лаборатории. Три таких лаборатории есть и у нас в институте. Подразделения создаются для того, чтобы решать и задачи конкретного заказчика, и научные задачи мирового уровня. Это большой плюс — ученые, молодые, перспективные начинают с того, что работают на науку и одновременно осуществляют контакты с промышленностью».

Проблему быстрой коммерциализации научных результатов в ИФП СО РАН решают через договоры поставок, разрабатывая новые полупроводниковые материалы прицельно для предприятий электронной промышленности, по их техническим условиям. Изготовление конечного изделия — задача индустриального партнера, институт предоставляет высокотехнологичный материал.

 

Защита наработок — потребности

Директор Института физики полупроводников заметил, что интеллектуальные наработки специалистов института традиционно защищаются патентами. И доля патентов, полученных учеными ИФП СО РАН по части тематик, выше, чем в других организациях, работающих в микроэлектронной отрасли Новосибирской области.  Об этом говорил и заместитель директора Федерального института промышленной собственности Александр Александрович Прищеп: «В оптоэлектронике, микро- и наноэлектронике ИФП СО РАН является лидером [в регионе], держащим патенты, среди правообладателей этой отрасли».

«Однако, — продолжил директор ИФП СО РАН, — основной вклад этих патентов на сегодняшний день — имиджевый. Для потенциального заказчика мы показываем таким образом разработки, новые идеи, которые защищаем в виде патентов. Процедура действий с патентами, когда они покупаются, а потом разработки внедряются на предприятиях — не функционирует».

Для успешной коммуникации между наукой и бизнесом нужна проработка разнообразных бюрократических процедур.

«Это позволит наладить эффективное взаимодействие научных организаций с пользователями разных форм собственности в рамках бюджетного, налогового и гражданского кодекса РФ. В частности, упростит получение банковских кредитов, гарантий», — пояснил академик.

Подводя итог, Александр Латышев обозначил глобальную задачу, решение которой охватит большинство аспектов успешного трансфера технологий: «Нужно отработать государственный механизм по преобразованию государственных приоритетов в заказы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а также в разработку новых технологий, в том числе и для госкорпораций».

В работе круглого стола также приняли участие представители Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Института теплофизики имени С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского завода радиодеталей «Оксид», ООО «Инко-патент».

Модератором дискуссии выступил директор Федерального института промышленной собственности Олег Петрович Неретин.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИФП СО РАН