Название изображения

На днях выдающийся уральский ученый, академик и вице-президент РАН Ирина ДОННИК получила престижную награду Президента РФ – орден Дружбы. Он был присужден «за большой вклад в развитие науки и многолетнюю добросовестную работу».

Академическое сообщество знает Ирину Михайловну Донник как видного научного и общественного деятеля, талантливого педагога — не случайно при выборах вице-президентов РАН в 2017 году за нее было отдано 90% голосов. Ученый известна своими работами в области ветеринарной экологии, лейкозологии и биотехнологии, как в России, так и за рубежом.

– Поздравляю вас с получением высокой награды! Расскажите, пожалуйста, о ней и о самых важных ваших научных разработках.

– Любая награда – это очень радостное событие в жизни ученого, и вдвойне приятно получить ее из рук президента Российской академии наук Александра Михайловича Сергеева. Конечно, орден Дружбы – это не только моя заслуга, но и достижение всех тех коллективов, которые работали как вместе со мной, так и под моим руководством; это и заслуга моих учеников.

Всем вместе нам удалось решить несколько крупных проблем в области аграрной науки, сделать это в одиночку я бы не смогла. Подобные награды, несомненно, воодушевляют и предполагают дальнейшее интенсивное развитие наших исследований. 

Если говорить о наиболее важных разработках, то как специалист по инфекционным болезням животных я могу отметить, что нам удалось в Уральском регионе справиться с рядом опасных заболеваний. За нашими плечами – ликвидация инфекционных болезней у животных (в частности в Свердловской области): таких как туберкулез, бруцеллез, лейкоз и др. Эти болезни наносили серьезный урон сельскому хозяйству, животноводству, негативно влияли на качество продукции, ведь невозможно получить хороший продукт от больного животного. Для борьбы с инфекционными заболеваниями была реализована очень крупная научная программа, к ней присоединились и наши коллеги из Тюмени, Краснодарского края. Совместными усилиями удалось оздоровить около четырех тысяч молочных ферм. 

На основе научных трудов И.М. Донник разработана научно обоснованная система оздоровления стада от лейкоза крупного рогатого скота с учетом региональных особенностей. Внедрение ее предложений — новые методы диагностики болезней крупного рогатого скота — позволило ликвидировать лейкоз КРС полностью в Свердловской области, снизить в 4 раза в Краснодарском крае, в 5 раз в Тюменской области. Источник справки: портал РАН.

Очень большие разработки мы вели и ведем в области экологических проблем. Известно, что в России есть территории, которые находятся в зонах интенсивного  промышленного загрязнения, например Уральский регион. При этом сельхозпредприятия располагаются как раз вокруг этих крупных городов и производств: металлургических заводов, нефтегазовых и т.д. Выяснилось, что на этих территориях невозможно получить качественную продукцию из-за вредных выбросов в атмосферу и загрязнения воды, почвы. Вредное воздействие сказывается не только на здоровье животных, но и на здоровье людей. Чтобы решить эту проблему, мы разработали ряд программ по снижению негативного воздействия токсикантов, очень много разных препаратов было создано. Наши результаты позволяют снижать количество ненормативной продукции, которая ни в коем случае не должна попасть на рынок. Подобные работы, в частности создание тест-систем для выявления фальсификатов в мясных продуктах, ведутся и сейчас.

И.М. Донник с орденом Дружбы.Под руководством Ирины Донник создана научная школа, подготовлены и защищены порядка 40 кандидатских и докторских диссертаций. Ирина Михайловна – автор более 530 научных работ, в том числе 30 монографий, 11 брошюр и книг, 35 научных рекомендаций, свыше 20 учебных и методических пособий. Имеет более 40 патентов и авторских свидетельств. В период ее работы ректором Уральского государственного аграрного университета (2011-2017 гг.) вуз достиг высоких позиций среди университетов Минсельхоза России и вошел в международный рейтинг. 

И.М. Донник с орденом Дружбы.

Под руководством Ирины Донник создана научная школа, подготовлены и защищены порядка 40 кандидатских и докторских диссертаций. Ирина Михайловна – автор более 530 научных работ, в том числе 30 монографий, 11 брошюр и книг, 35 научных рекомендаций, свыше 20 учебных и методических пособий. Имеет более 40 патентов и авторских свидетельств. В период ее работы ректором Уральского государственного аграрного университета (2011-2017 гг.) вуз достиг высоких позиций среди университетов Минсельхоза России и вошел в международный рейтинг. 

 

– Насколько востребованы сегодня сельскохозяйственные научные разработки у бизнеса? Тяжело ли внедрять эти разработки в реальную практику?

– Пожалуй, сейчас это самый главный вопрос: как все-таки соединить бизнес и науку. На протяжении многих лет этот вопрос так и не был решен, потому что нашему бизнесу, к сожалению, трудно вкладываться в науку, ведь разработки не всегда носят сугубо прикладной характер. Чтобы получить чисто прикладную разработку, нужно сначала провести ряд исследований, в том числе фундаментальных. Но бизнесу это невыгодно: зачем финансировать те работы, конечный результат которых заранее неизвестен. Бизнес заинтересован в конечном продукте. Здесь, конечно, необходима помощь государства, но мы понимаем, что его ресурсы не безграничны. Поэтому пока что, действительно, наблюдается некий разрыв между учеными, которым для создания новых продуктов нужна научная база, новые фундаментальные знания, и бизнесом. 

Меня больше всего беспокоит засилие импортных технологий. По большому счету, нет ничего плохого, если бы мы брали из зарубежа что-то полезное, то, чего у нас нет, и создавали здесь на родине новые продукты. Но по факту получается, что у них берется разработка, заносится на территорию нашей страны, мы, используя ее, обеспечиваем другую страну деньгами, а наши собственные ученые остаются не у удел, ведь в них не хотят вкладывать деньги, раз есть более дешевый способ получить ту же продукцию с помощью зарубежных технологий.

– В последнее время много говорят о цифровизации сельского хозяйства: цифровые коровы и прочие ноу-хау. Что вы думаете об этом?

– Цифровизация в сельском хозяйстве – это прежде всего автоматизация различных процессов, и в этом плане работы впереди еще очень много, будь то создание доильных роботов, беспилотных систем вождения на сельхозтехнике или оцифровка всего поголовья животных. 

В Белгородском научном образовательном центре есть одна очень интересная разработка, связанная с цифровизацией. Я как раз сейчас курирую эту платформу. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН и Белгородский ФАНЦ РАН разработали интеллектуальную систему визуализации животных. Видеокамера отслеживает поведение животных, и система сама определяет любые отклонения от нормы. Если животное заболело, то можно отследить его контакты с другими членами стада и не допустить инфицирования здоровых особей. Эта разработка имеет огромную научную ценность, потому что идентификация любых животных – это очень сложный и трудоемкий процесс.

Еще одно перспективное направление – это беспилотная техника. Использование ее, причем в автоматическом режиме, способно решить многие проблемы не только крупных хозяйств, но и частных ферм. С помощью беспилотников можно вносить удобрения, обрабатывать от вредителей растения и так далее. 

Что касается искусственных коров, о которых вы спрашиваете, то я не сомневаюсь, что это тоже не за горами. Мир так стремительно развивается, что непонятно даже, какие технологические новшества нас будут ждать через 30, 50 лет. Вы наверняка знаете, что уже сейчас многие работают над искусственным мясом, и здесь есть самые разные подходы. Молоко от цифровой коровы мы рано или поздно получим, но вот будет ли оно полезным – это большой вопрос.

– Качество продуктов питания и сегодня остается большим вопросом

– Да, сейчас существует огромная проблема качества продовольствия, как в России, так и за рубежом. Кстати, наша страна в этом плане имеет довольно хорошие позиции, ведь у нас есть огромные просторы с хорошими землями и некий консервативный подход к ведению сельского хозяйства.

Мое поколение и ваше поколение, скорее всего, будет питаться еще натуральными, качественными продуктами. Но что будет дальше? Согласно современным прогнозам немецких ученых, через 10-20 лет в мире будет 70% искусственного продовольствия, и там мы уже ничего натурального не найдем вообще: ни молока, ни мяса, ни хлеба.

Поголовье животных сокращается, поэтому производителям сейчас, чтобы закрыть нужды населения, приходится использовать сухое молоко, которое раньше и пить-то никто не хотел.

– Но ведь искусственные продукты тоже можно сделать полезными? Обогатить витаминами?

– Чтобы получить витамин, нужно, опять же, генетическую технологию применить: то есть генно модифицировать продуцентов этих витаминов – и снова получается искусственный продукт.

Одно дело – вырастить самому пшеницу, размолоть ее и испечь хлеб, как делали наши предки, и совсем другое дело – то, что мы видим сейчас на рынке: размололи зерно, намешали туда все, что только можно, добавили разрыхлитель, вкусовые усилители – и готово. А есть это как? Ведь не сравнится же с продуктами прошлого. Почему многие наши фронтовики, которым под 90 лет, отличаются хорошим здоровьем, прекрасно себя чувствуют и даже поют и танцуют? Да потому что выросли они, в отличие от нас, на натуральных здоровых продуктах. И даже голод и война не смогли разрушить этот могучий задел.

Наша наука всегда ориентировалась на качество, на собственное производство, на идею о том, что есть нужно те продукты, которые производят в той местности, где ты проживаешь. Неплохо было бы и нам сохранить эти традиции.

– Ирина Михайловна, на нашем портале март 2021 года посвящен женщинам в науке, поэтому хотелось бы вас спросить напоследок: а тяжело ли быть женщиной в науке? Расскажите о своем личном опыте.

– Конечно тяжело! Даже практически нереально. 

Статистика говорит следующее: в аспирантуру в нашей стране женщин поступает в полтора раза больше, чем мужчин; заканчивают ее примерно с таким же соотношением. Если говорить о защите кандидатских диссертаций, то здесь женщин тоже больше, а вот докторские диссертации чаще (в два-три раза) защищают мужчины. Инициативных, способных к науке, талантливых женщин много, но вступая в семейные отношения им, как правило, приходится забыть о научной карьере. Я не говорю, что семья – это плохо, напротив, считаю, что семья очень важна в жизни и делает людей счастливыми.

Однако не все женщины могут позволить себе и работать, и заниматься семьей. Без поддержки родных и близких, которые могли бы взять на себя часть обязанностей, без финансовой стабильности и высокой оплаты труда очень трудно удержаться на плаву. Получается, что потенциал женщины-ученого часто разбивается о быт, и это очень печально. Но, к счастью, есть и те женщины, которые остаются в науке и там добиваются очень серьезных результатов наравне с мужчинами.

– Выпав из науки на два-три года, с учетом конкуренции, вернуться на те же позиции уже очень тяжело? 

– Абсолютно. Если говорить о моем опыте, когда я училась в аспирантуре, то вела свой журнал экспериментов. Так вот, протокол моего опыта заканчивался за один день до того, как я родила ребенка, и возобновился вновь на третий день после его рождения. Ребенок был со мной в коляске рядом, когда я работала, даже студенты иной раз помогали мне присматривать за ним. Но не всем так везет с семьей, не всегда близкие готовы понимать и поддерживать. Очень важно помогать женщинам в бытовом плане, чтобы они находили время на занятия наукой, и это, я считаю, обязанность не только семьи, но и государства.

В заключение я хочу поздравить всех женщин с наступающим 8 Марта и пожелать им настойчивости и упорства в науке! В свое время выдающийся ученый К.А. Тимирязев говорил, что наука, если ты ей не изменишь, тебе тоже не изменит никогда. Это утверждение остается актуальным и по сей день.

Беседовала Янина Хужина.