8 декабря прошел первый день Общего собрания РАН - научная сессия «75 лет атомной отрасли. Вклад Академии наук».
Член-корреспондент РАН, директор Института космических исследований РАН Анатолий Алексеевич Петрукович поделился с "Научной Россией" комментарием о дистанционном формате мероприятия и его преимуществах, рассказал о важности развития атомной промышленности, а также пожелал дальнейшего развития Росатому.
О дистанционном формате конференции: "Ранее и мы провели уже несколько конференций в таком формате в этом году, вплоть до тысячи человек. Конечно, у этого формата есть свои плюсы и минусы. С другой стороны, он неизбежен, какой бы дальше не был Covid, всё равно мы, "распробовав вкус" удалённого участия, будем участвовать в гораздо большем количестве мероприятий и все наши будущие конференции и съезды, сессии будут давать возможность дистанционного участия. Я думаю, здесь главное - найти какие-то новые формы, чтобы было условно говоря "повеселее", потому что, когда много людей, вы всегда с кем-то встречаетесь, общаетесь, есть большое количество социальной активности и идёт синергетический эффект. Здесь, пока, нужно "нащупать" такие формы, может быть голосования, онлайн-комментарии или возможность интерактива на подходах к залу. Это важно, потому, что когда мало людей, кажется, что чего-то не хватает вокруг..."
На вопрос о роли атомной промышленности в развитии космической промышленности он ответил, сославшись на комментарий, который дал по завершению первого дня общего собрания. В космической промышленности, например, очень пригождаются РИТЭГи: "РИТЭГи - ядерные источники питания или маленькая ядерная батарейка, которая за счёт делящегося материала выделяет некоторое тепло, которое обогревает космический аппарат и создаёт некоторое количество электричества. Таким образом, если на спутнике по каким-то причинам нет солнечных батарей, или, например, ночь на Луне, которая длится около 14 дней, а посадочный аппарат спутника вымораживается, чтобы он не замёрз, туда ставят РИТЭГ. РИТЭГи стояли, например, на луноходах, это позволяет посадочному аппарату или луноходу существовать достаточно большое количество времени, и мы знаем, что российские РИТЭГи стояли и на китайских аппаратах, которые тоже сейчас садятся на Луну и работают там несколько месяцев. Потом, Росатом делает множество различной аппаратуры для космического применения, просто потому, что это огромная научно-техническая организация. <...>. Приборы Росатома работают сейчас на Марсе, готовятся полететь на Луну, в этом смысле я думаю, что сотрудничество неизбежно, не говоря уже о том, что лет через 50 Росатом получит право добывать какую-то руду на каком-то астероиде или что-то в этом роде, или защищать нас лазерным оружием от падающего астероида, как это сегодня прозвучало в докладе...".
"У каждой технологии свой век. Технология может остаться, но перестать быть центральной, генерирующей новые знания и двигающей экономику вперёд. Также, как это было с электричеством где-то в 20-м веке: механическое производство было доминирующим, сейчас доминирует электроника, отчасти атомная промышленность. Что будет доминировать через 75 лет мы не знаем, можно пожелать Росатому найти новое место в новом мире".
Подробнее в нашем видеосюжете: