0 комментариев 735

7 июня 1787 родился У.Д.Конибер, впервые описавший плезиозавра

7 июня 1787 года родился известный палеонтолог Уильям Дэниель Конибер. Англичанин также был  талантливым геологом и священнослужителем. Мировое признание ученому принесли его работы по описанию, исследованию древних морских рептилий, найденных в первой половине XIX века. Конибер описал анатомию ихтиозавра, ему также принадлежит первое в мире опубликованное научное исследование по описанию плезиозавра.

Плезиозавр -— ископаемая плотоядная рептилия, жившая с триасового по меловой периоды (около 199,6 — 65,5 млн лет назад). Вес плезиозавров достигал 700 килограмм, а высота — нескольких метров. Ласты этого животного были схожи с крыльями современных пингвинов или ластами морских черепах.

Плезиозавры — огромные рептилии с длинной шеей и маленькой головой, много времени проводили в море, хорошо плавали. Основу их рациона составляли мелкая рыба и головоногие моллюски. Размножались плезиозавры на суше, напоминая по образу жизни современных ластоногих млекопитающих. Источник.

Плезиозавры были одними из первых обнаруженных ископаемых рептилий. В 1823 году юная палеонтолог-любитель Мэри Эннинг обнаружила скелет плезиозавра в маленьком английском городке Лайм-Реджис: в скальной породе на берегу моря. Кстати, та же Эннинг, будучи еще ребенком, вместе со своим братом обнаружила на берегу моря останки первого ихтиозавра. Конечно, знаний палеонтологов-любителей не хватало для описания эпохальных находок. Поэтому к работе подключился профессиональный ученый Уильям Конибер. Ранее, в 1821 году, частичный скелет плезиозавра был обнаружен в коллекции полковника по имени Томас Джеймс Береза. Описать сию находку взялись Уильям Конибер и его коллега  Генри Томас де ла Беш. Тогда-то этому роду и дали имя Плезиозавра:  от греческого πλησιος / plesios , рядом с + σαυρος / sauros , ящерица.

Иллюстрация плезиозавра скелетной анатомии с 1824 бумаги Конибера, описывающей скелет, найденный Мэри Эннинг

Иллюстрация Конибера (1824 г.) по скелетной анатомии плезиозавра, найденного Мэри Эннинг

Для палеонтологии начало XIX века стало триумфальным, подарив миру находки столь древних животных и их первое научное описание, сделанное такими выдающимися учеными как Жорж Кювье, Уильям Конибер, Ричард Оуэн и др.

Плезиозавр (Plesiosauria). Фото: dino-all.ru

Позднее останки плезиозавров находили в разных странах на всех континентах, включая Антарктиду. Не стала исключением и наша страна, но находки плезиозавров на территории России крайне редки. Так, несколько лет назад ископаемые остатки нового вида плезиозавров, возрастом 65 млн лет, обнаружили палеонтологи в Свердловской области. Также, начале 2015 года, в местонахождении в Гайском районе Оренбургской области палеонтологи обнаружили почти целые скелеты плезиозавров рода поликотилус. Изучив остатки, ученые пришли к выводу, что перед ними новый вид. Они дали ему имя Polycotylus sopozcovi sp. nov в честь главного автора находки — руководителя клуба юных геологов-экологов города Орска, геолога Галины Сопоцько. Судя по скелету, плезиозавр этого вида был длинной 4-7 метров с крупной головой и мощной шеей. В последние полвека остатки плезиозавров находили также в Саратовской и Волгоградской областях

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Дополнительный источник.

жорж кювье ископаемые рептилии плезиозавр уильм конибер