Станция «Салют-1» и корабль «Союз-11» на почтовой марке СССР

Источник: Википедия

"Салют" – одна из четырех долговременных орбитальных станций 1-го поколения. Цель запуска станции – проведение научных исследований и экспериментов в условиях продолжительного космического полета. Масса космического аппарата составляла около 19 т, при том, что вес научной аппаратуры равнялся 1,5 т. "Салют" имел один стыковочный узел и две прикрепленные к его корпусу секции панелей солнечных батарей для обеспечения электроэнергией.

Проект орбитальной станции около Земли впервые предложил  Константин Эдуардович Циолковский. Основоположник теоретической космонавтики фантазировал об устройстве поселений вне атмосферы еще в 1887 г. в рукописи "Свободное пространство". Опередивший свое время ученый описал фантастическую даже для сегодняшнего дня картину – огромные орбитальные города из "эфирных поселений-модулей", которые протянулись бы на миллионы километров вокруг Солнца.

В 1964 г. идею орбитальной станции советскому правительству предложил генеральный конструктор ракетно-космических систем Владимир Челомей. По замыслу академика АН СССР, этот космический аппарат, рассчитанный на несколько человек, мог бы находиться в космосе годами.

Конверт «10-летие полета первой пилотируемой орбитальной станции “Салют”»

Уже через три года под руководством ученого был подготовлен проект орбитальной пилотируемой станции "Алмаз", предназначенной для ведения космической разведки. Разработка "Алмаза" шла медленно из-за сложности конструкции, включающей в себя отсек с телескопом для наблюдения за Землей. В связи с этим было решено запустить упрощенную версию – долговременную орбитальную станцию "Салют" с тремя отсеками: переходным, рабочим и агрегатным.

Переходной отсек предназначался для проведения научных наблюдений в космосе, в нем были установлены специальные приборы и панели солнечных батарей, располагались оборудование и научная аппаратура. В рабочем отсеке велась научная деятельность – здесь размещалась аппаратура для радиосвязи и проведения научных исследований. Остальные приборы находились в агрегатном отсеке. Всего на станции насчитывалось более 1300 единиц аппаратуры.

19 апреля 1971 г. "Салют" был запущен с космодрома Байконур. Первая в мире орбитальная станция успешно вышла на орбиту. Однако 20 апреля  организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин записал в своем дневнике: "Полет станции проходит тревожно". Оказалось, что большая часть вентиляторов системы жизнеобеспечения и терморегулирования отказали. Тем не менее, 23 апреля 1971 г. стартовала экспедиция на космическом корабле "Союз-10". Планировалось, что космонавты оценят обстановку и совместно с Землей примут решения о дальнейших действиях.

Макет стыковки космического корабля «Союз-11» и научной станции «Салют-1»

РИА Новости © А.Щербаков

Почтовая марка СССР. 1971 год. Погибшие космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Почтовая марка СССР. 1971 год. Погибшие космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев

Источник: Википедия

Но первая стыковка космического корабля со станцией "Салют" не увенчалась успехом. Стыковочный агрегат был поврежден, из-за чего космонавтам не удалось перейти на борт станции. Экипаж "Союза-10" был вынужден вернуться на Землю. Вскоре была предпринята вторая попытка.

Через два месяца к станции успешно пристыковался корабль "Союз-11", на борту которого были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Космонавты благополучно перешли на станцию "Салют" и более 22 суток вели на ней научную работу. Так первая в истории космическая станция утвердила приоритет советской космонавтики, опередив американскую разработку на два года. Но за этот успех была заплачена слишком большая цена: 30 июня 1971 г. при возвращении на Землю спускаемый аппарат разгерметизировался, из-за чего все члены экипажа погибли

Первый мемориал на Луне «Павший астронавт»

Источник: NASA

Космонавтов похоронили у Кремлевской стены. Это вторая и последняя катастрофа в истории пилотируемой космонавтики СССР. Имена экипажа "Союза-11" вместе с именами космонавтов СССР и астронавтов США, на тот момент погибших при выполнении космического полета, увековечены на памятной доске "Павший космонавт" на Луне. Алюминиевую табличку установил в лунном грунте командир "Аполлона-15" Дэвид Скотт 1 августа 1971 г.