"Салют" – одна из четырех долговременных орбитальных станций 1-го поколения. Цель запуска станции – проведение научных исследований и экспериментов в условиях продолжительного космического полета. Масса космического аппарата составляла около 19 т, при том, что вес научной аппаратуры равнялся 1,5 т. "Салют" имел один стыковочный узел и две прикрепленные к его корпусу секции панелей солнечных батарей для обеспечения электроэнергией.

Проект орбитальной станции около Земли впервые предложил  Константин Эдуардович Циолковский. Основоположник теоретической космонавтики фантазировал об устройстве поселений вне атмосферы еще в 1887 г. в рукописи "Свободное пространство". Опередивший свое время ученый описал фантастическую даже для сегодняшнего дня картину – огромные орбитальные города из "эфирных поселений-модулей", которые протянулись бы на миллионы километров вокруг Солнца.

В 1964 г. идею орбитальной станции советскому правительству предложил генеральный конструктор ракетно-космических систем Владимир Челомей. По замыслу академика АН СССР, этот космический аппарат, рассчитанный на несколько человек, мог бы находиться в космосе годами.

Уже через три года под руководством ученого был подготовлен проект орбитальной пилотируемой станции "Алмаз", предназначенной для ведения космической разведки. Разработка "Алмаза" шла медленно из-за сложности конструкции, включающей в себя отсек с телескопом для наблюдения за Землей. В связи с этим было решено запустить упрощенную версию – долговременную орбитальную станцию "Салют" с тремя отсеками: переходным, рабочим и агрегатным.

Переходной отсек предназначался для проведения научных наблюдений в космосе, в нем были установлены специальные приборы и панели солнечных батарей, располагались оборудование и научная аппаратура. В рабочем отсеке велась научная деятельность – здесь размещалась аппаратура для радиосвязи и проведения научных исследований. Остальные приборы находились в агрегатном отсеке. Всего на станции насчитывалось более 1300 единиц аппаратуры.

19 апреля 1971 г. "Салют" был запущен с космодрома Байконур. Первая в мире орбитальная станция успешно вышла на орбиту. Однако 20 апреля  организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин записал в своем дневнике: "Полет станции проходит тревожно". Оказалось, что большая часть вентиляторов системы жизнеобеспечения и терморегулирования отказали. Тем не менее, 23 апреля 1971 г. стартовала экспедиция на космическом корабле "Союз-10". Планировалось, что космонавты оценят обстановку и совместно с Землей примут решения о дальнейших действиях.

Но первая стыковка космического корабля со станцией "Салют" не увенчалась успехом. Стыковочный агрегат был поврежден, из-за чего космонавтам не удалось перейти на борт станции. Экипаж "Союза-10" был вынужден вернуться на Землю. Вскоре была предпринята вторая попытка.

Через два месяца к станции успешно пристыковался корабль "Союз-11", на борту которого были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Космонавты благополучно перешли на станцию "Салют" и более 22 суток вели на ней научную работу. Так первая в истории космическая станция утвердила приоритет советской космонавтики, опередив американскую разработку на два года. Но за этот успех была заплачена слишком большая цена: 30 июня 1971 г. при возвращении на Землю спускаемый аппарат разгерметизировался, из-за чего все члены экипажа погибли

Космонавтов похоронили у Кремлевской стены. Это вторая и последняя катастрофа в истории пилотируемой космонавтики СССР. Имена экипажа "Союза-11" вместе с именами космонавтов СССР и астронавтов США, на тот момент погибших при выполнении космического полета, увековечены на памятной доске "Павший космонавт" на Луне. Алюминиевую табличку установил в лунном грунте командир "Аполлона-15" Дэвид Скотт 1 августа 1971 г.

Автор фото в тексте и на главной странице: Kai Pilger / Unsplash