1920-е гг. ознаменовались созданием новых научно-просветительских учреждений. В это время в Европе начинают появляться планетарии, купольные театры, открывающие массовому зрителю просторы Вселенной. Возможности оптико-механических проекторов, используемых для демонстрации космических объектов, поражают своей зрелищностью и в то же время обладают высоким познавательным потенциалом. Президиум Моссовета оценил достоинства звездного центра и в 1927 г. постановил открыть первый в СССР планетарий.

Началась разработка масштабного проекта. Московский планетарий и по сей день считается самым большим планетарием в России и одним их самых крупных в мире. Проектировать здание поручили молодым архитекторам М.О. Барщу и М.И. Синявскому. Они обратились к популярному в 1920–1930-х гг. направлению — конструктивизму, а за основу сооружения взяли природную форму яйца. Зал должен был вместить 1,4 тыс. человек и перекрываться куполом диаметром 27 м. По плану рядом должен был быть построен корпус астрономического музея, но задумка так и не была реализована.    

К.Н. Шистовский (первый директор), архитекторы М.О. Барщ и М.И. Синявский.

К.Н. Шистовский (первый директор), архитекторы М.О. Барщ и М.И. Синявский.

В основу работы лег инженерный опыт немецких коллег, в Германии на тот момент работали десять из 12 планетариев в мире. И уже в 1928 г. советское правительство договорилось о покупке у берлинской компании Carl Zeiss проекционного аппарата «Планетарий» № 313, который прослужил звездному центру следующие 50 лет до покупки более современного оборудования.

Осенью того же года, 23 сентября 1928 г., был заложен фундамент. В установке сферического купола-экрана советским инженерам помогали все те же немецкие специалисты. В мае 1929 г. зрительный зал был готов, а в августе завершилась установка оптического аппарата, который проецировал на куполообразный экран изображения различных небесных тел и моделировал их движение. 

Аппарат «Планетарий» № 313. 

Аппарат «Планетарий» № 313. 

После первых закрытых просмотров началась проработка материалов, основных тем и форм изложения. Содержание должно было удовлетворить запросы массового зрителя и заинтересовать школьников. С 1929 по 1939 г. тематическое разнообразие расширилось с трех до 40 тем, среди которых были происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения. 

И через год, 5 ноября 1929 г., состоялось торжественное открытие первого в СССР Московского планетария. В память о событии Владимир Маяковский написал стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», а журнал «Огонек» назвал постройку «событием исключительной культурной важности».

Со дня основания сотрудники совершенствовали технические возможности звездной обсерватории. Одним из таких случаев, заставивших пересмотреть функционал планетария, стало замечание Константина Паустовского, который в первый день открытия обратил внимание на «мертвое» небо, проецируемые звезды которого не мерцали. Это стало вызовом для первого директора планетария К.Н. Шистовского, который решил создать так называемое «живое» небо. Немецкие коллеги утверждали, что это невозможно, но К.Н. Шистовский изготовил из проволоки решетчатую колбу с напаянными на нее в разных местах «мушками». Колба надевалась на лампу мощностью тысяча ватт, дающую свет звездам, и с помощью электромоторчика вращалась вокруг нее, перекрывая свет. И звезды засияли. 

Аппарат «Мерцание звезд» и механик Лебедев.

Аппарат «Мерцание звезд» и механик Лебедев.

К 1934 г. планетарий воспроизводил небо во всем многообразии и мог удивить не только мерцающими звездами, но и плывущими облаками, полярными сияниями, августовским звездопадом, солнечными затмениями, полетом ракеты отца космонавтики К.Э. Циолковского. А в конце сеанса под музыку советского композитора Р.М. Глиэра восходило солнце. Подобного репертуара, воспроизводимого уникальными техническим решениями, не было больше нигде в мире.

В 1934 г. в стенах Московского планетария появился первый астрономический кружок: в звездном зале знаменитые астрономы читали школьникам лекции, а под руководством профессора П.П. Паренаго работала группа по наблюдению переменных звезд. 

С развитием советской космонавтики возник небывалый интерес ко всему космическому. Начиная с 1960-х гг. в программу планетария были включены занятия с будущими космонавтами, где их знакомили с основами астронавигации. Московский планетарий в свое время принял Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешкову и других видных деятелей космонавтики. А по возвращении покорители космоса выступали с лекциями в Звездном зале.

Зал Московского планетария.

Зал Московского планетария.

Источник: Москва 24

Московский планетарий был не только образовательным, но и научно-исследовательским центром СССР. На заседаниях созданного под крылом звездной обители можно было увидеть С.П. Королева, В.П. Глушко, В.П. Ветчинкина и др. При планетарии работали инженерно-конструкторские курсы. 

Функционал постоянно расширялся. Возможности оптического аппарата «Планетарий» использовались в театральных постановках. А под звездным небом планетария школьники наглядно изучали астрономию и географию.

Галилей у кардинала. Галилей — артист А.И. Паркрышев, кардинал — заслуженный артист РСФСР А.И. Бахметьев. Сцена из спектакля «Галилей».

Галилей у кардинала. Галилей — артист А.И. Паркрышев, кардинал — заслуженный артист РСФСР А.И. Бахметьев. Сцена из спектакля «Галилей».

И даже в тяжелые военные годы Московский планетарий закрылся всего один раз на два месяца, все остальное время звездный центр продолжал работу. Примечательно, что серебристый купол стал спасительным для планетария, — по нему ориентировались как свои летчики, так и вражеские. Стратегическое значение играло важную роль, поэтому его не стали ни маскировать, ни разрушать.

Орудие на фоне планетария

Орудие на фоне планетария

После войны, с 1947 г., научно-просветительский центр продолжил активную работу по популяризации естественно-научных знаний. При его содействии открывались планетарии по всей стране, сегодня в России их уже 42. 

Несмотря на успех научного заведения, в 1994 г. в истории Московского планетария начался долгий застой. Здание закрылось на ремонт, и только спустя три года, в 1997 г., после длительных поисков источников финансирования началась разработка проекта реконструкции длиной еще в три года.

Возродил планетарий архитектор Александр Анисимов, который за свой проект реконструкции в 2000 г. получил премию и диплом I степени Союза архитекторов России. Согласно чертежам, в шесть раз была увеличена общая площадь здания, вместившая музей, выставочный зал, научный отдел, кафе, подземную стоянку и комплекс технических помещений. При этом памятник архитектуры сохранился практически в своем первозданном виде. По своим размерам планетарий в Москве должен был стать самым крупным в Европе. Однако реконструкция затянулась еще на 11 лет. 

Вход в Московский планетарий после реконструкции.

Вход в Московский планетарий после реконструкции.

Источник: Википедия

И только 12 июня 2011 г. отреставрированный планетарий вернулся к жизни, чтобы продолжать выполнять свою главную миссию — принимать под своим звездным куполом москвичей и гостей столицы и популяризировать знания о необъятной Вселенной. 

Фото на странице: weekendo.ru

Фото на главной странице: Московский планетарий