Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 740

30 января - День Деда Мороза и Снегурочки

30 января - День Деда Мороза и Снегурочки
Так ли хорошо мы знаем происхождение главного персонажа Нового года — Деда Мороза? 

Ровно месяц назад 31 декабря мы провожали старый год и встречали новый. Для многих жителей России Новый год — один из главных праздников в году. Он вызывает у нас чувство приближающихся перемен (ну, кто не обещал себе начать ходить в спортзал с нового года), надежды, веры в будущее. Конечно, у каждого праздника есть свои традиции. Новый год — это, разумеется, елка, оливье, подарки и образ главного персонажа праздника — щедрого Деда Мороза с белой бородой и мешком подарков. Но на самом деле, традиции празднования Нового года в нашей стране не такие уж и древние. Да и сам Дедушка Мороз, не такой уж и пожилой с точки зрения традиций образ. 

Оговоримся, что образ Деда Мороза, согласно историку Константину Душенко, неразрывно связан с популяризацией елки как новогоднего атрибута, который пришел к нам из Германии. Вообще, как известно, празднование Нового года в России было  ознаменовано указом императора Петра I. Но лишь в начале XIX века жители России стали использовать елку в качестве главного украшения. Однако до 1850 года елочные увеселения были достоянием семейных рождественских праздников и не имели сложившегося сюжета. Но уже в 1852 году в Петербурге прошла первая общественная елка для детей и взрослых как массовое новогоднее гуляние. Всего за несколько десятилетий восприятие елки изменилось во всех аспектах — эстетическом, эмоциональном, этическом, символическом. Пирамидальная форма, густота вечнозеленого покрова, приятный хвойный и смолистый запах — все это в соединении с праздничным убранством (горящие свечи, украшения, звезда на верхушке) превращало ее в образ эстетического совершенства. Ель стали называть «светлой», «чудесной», «великолепной», «стройной вечнозеленой красавицей елкой».

Вскоре елочные «мероприятия» потребовали определенной программы, поэтому педагоги занялись отбором, а детские писатели — сочинением литературных произведений. 

Конечно, новые символические значения елки нуждались в объяснении и обосновании. Они требовали мифологических текстов — рассказов и легенд. В русской народной традиции таких текстов не было. Но вскоре стали появляться рассказы и легенды, целью которых было создание елочной мифологии. Интересно то, что елочный миф создавался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, а главное, кто дарит подарки? Некоторые из этих ответов заимствовались из западной традиции, другие придумывались самостоятельно.

Здесь и начинается история происхождения доброго Деда Мороза и его внучки, а также других персонажей — бабушки Зимы, Нового и Старого года. Корпус текстов для праздника елки так или иначе ориентировался на русские народные сказки с «зимней» тематикой (прежде всего, «Морозко» и «Снегурочку»), а также на «зимнюю» стихотворную классику: «Зима, крестьянин торжествуя...», «Не ветер бушует над бором...», «Однажды в студеную зимнюю пору», «Чародейкою зимою» и др.

Кстати, в некоторых русских сказках Морозко выступает в функции дарителя при правильном поведении сказочного героя. Но известные нам Дед Мороз и Снегурочка появились лишь к концу XIX века. Дед Мороз соединил в себе черты Санта-Клауса и русского фольклорного Мороза из сказок, а Снегурочка — западных зимних персонажей (св. Екатерину, св. Люцию и др.) и Снегурочки из русской сказки. Широкой публике Снегурочка, конечно, не в качестве новогоднего персонажа, стала известна по одноименной пьесе Александра Островского.

А в 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Одоевского, в одной из которых — «Мороз Иванович» — впервые дана литературная обработка фольклорного Мороза. Созданный Одоевским образ еще далек от знакомого нам новогоднего персонажа. В сказке главная героиня встречает Мороза Ивановича весной, а не зимой, а подарки его — лишь плата за помощь.

И все же образ уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Отчасти в воспитательной сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого наставника.

читается, что современный образ Санта Клауса создал в 1860-е гг. Томас Наст, рисовальщик популярного еженедельника «Harper's Illustrated Weekly». Источник: Артхив

Считается, что современный образ Санта Клауса создал в 1860-е годы Томас Наст, художник популярного еженедельника «Harper's Illustrated Weekly». Источник: Артхив

Как известно, образ Деда Мороза формировался под сильным влиянием уже сложившегося на Западе образа святого Николая — Санта-Клауса. Святой Николай Мирликийский в средневековой католической Европе считался покровителем детей и, в частности, школьников. 

Популярности Санта-Клауса способствовало стихотворение Климента Мура «Визит св. Николая» (1823). Даритель описывается здесь сидящим в санях, запряженных в оленью упряжку; у него снежно-белая борода и усы, на голове конусообразная шапка, отороченная мехом; он везет мешок с подарками. До выхода этого произведения представления о Санта-Клаусе были довольно смутными. А в «Визите святого Николая» описано, как выглядит Санта-Клаус, как он передвигается и что, собственно, происходит, когда он посещает дом с подарками в сочельник.

Окончательному усвоению этого образа в России способствовало развитие почтовой открытки и елочной игрушки. Первые рождественские и новогодние открытки появились в России в начале ХХ века. Они печатались в основном в Германии и в Швеции. Феномен кукольной фигурки Деда Мороза также связан с западноевропейским производством. Это обусловило сходство Деда Мороза с открытки и кукольного с образа Санта-Клауса.

В мифе о Деде Морозе, созданном общими усилиями взрослых, присутствовал расчет на безусловное признание детьми его реального существования. С начала XX века Дед Мороз стал «живьем» появляться на елках. Встреча с ним разрешала детские сомнения о реальном его существовании. Вера в Деда Мороза превратилась в «испытание на взрослость», а ее утрата до сих пор рассматривается как некий этап взросления.

день деда мороза история деда мороза новогодняя ель новый год сказки фольклор

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.