НАУЧНАЯ РОССИЯ, 23 октября. Состоялось очередное заседание президиума Российской академии наук (РАН). Члены президиума обсудили глобальные вызовы и приоритеты развития авиационной науки, а также систему оценки качества высшего образования и аспирантуры.

Портал «Научная Россия» вел традиционную прямую трансляцию заседания президиума.

 

12:56 мск Решением президиума РАН:

— главным редактором журнала «Радиотехника и электроника» РАН назначен академик Юрий Гуляев 

— Большая золотая медаль Российской академии наук имени Н.И. Пирогова 2018 года присуждается Ренату Сулеймановичу Акчурину — известному кардиохирургу; а также его немецкому коллеге, кардиохирургу, трансплантологу профессору Хайнриху.

— Премия имени И.Е. Забелина 2018 года присуждается доктору исторических наук Александру Айбабину и кандидату исторических наук Эльзаре Хайрединовой.

— Премия имени С.Ф. Ольденбурга 2018 года присуждается академику Владимиру Мясникову.

— Премия имени А.А. Шахматова 2018 года присуждается доктору филологических наук Вадиму Крысько.

12:52 мск Президиум РАН утверждает положение о Комиссии РАН по популяризации науки

12:47 мск Сергеев о предложении Кравцова создать экспертную организацию совместно с РАН: "Мы бы очень приветствовали взаимодействие, если Сергей Сергеевич разрешит нам иметь доступ к тем базам данных по отчетам научных организаций, то это, конечно, было бы очень важно. Нужно контролировать, как организована наука в стране".

12:37 мск Академик РАН Валерий Рубаков: "Наши институты находятся в ведомстве Министерства науки и высшего образования. Поэтому эта федеральная служба, которую возглавляет Сергей Сергеевич, прямого отношения к оценке институтов не имеет и, на мой взгляд, не должна иметь никоим образом".

12:23 мск Кравцов о лишении аккредитации ведущих университетов: "Что касается Европейского университета, никто его аккредитации не лишал. Это было добровольное их решение отозвать лицензию на основании решения суда, а не Рособрнадзора. И у них было право повторно пролицензировать, и они такую лицензию получили недавно. Что касается "Шанинки", то их тоже никто аккредитации не лишал. У них аккредитация закончилась, они пришли на процедуру аккредитации и получили отрицательное заключение. Они через год смогут, доработав те замечания, которые у них есть, прийти снова и подать на аккредитацию. Надеюсь, они успешно пройдут эту аккредитацию".

12:22 мск Кравцов: "К структуре ФАНО у нас нет вопросов. А из 454 организаций научных к нам пришли за аккредитацией 159. То есть где-то 300 организаций научных просто считают себя научными организациями, получили лицензию, но не получили государственную аккредитацию. Я не говорю, что они псевдонаучные, нет. Я говорю, что мы можем предоставить эти данные в Российскую академию наук, и вы можете посмотреть, какими исследованиями они занимаются, и тоже провести их при необходимости оценку".

12:17 мск Сергеев: "Мы должны вернуть аспирантуру как первую ступень научной работы. Пока такого решения со стороны Министерства науки и образования нет. Даже в рамках национального проекта, который сейчас обсуждается, там по прежнему сохраняется та аспирантура, которая введена как третья ступень высшего образования".

12:12 мск Кравцов: "Мы готовы рассмотреть возможность совместно с Академией наук, чтобы были от вас эксперты, которые будут смотреть эти программы, у нас есть возможность по закону создание некой экспертной организации, которой мы дадим право осуществлять государственную аккредитацию, функции государственной аккредитации, которая как раз будет смотреть оценку тех или иных программ, которые к нам приходят от научных организаций не только в структуре, в которой были ФАНО".

12:10 мск Кравцов отметил, что только 379 научных организаций из 804, имеющих лицензию в Рособрнадзоре, прошли государственную аккредитацию. Чем занимаются остальные — научной или псевдонаучной деятельностью, — большой вопрос. Кравцов предлагает создать совместно с РАН экспертную организацию, осуществляющую государственную аккредитацию программ магистратуры и аспирантуры, которые предлагают научные организации РФ.

12:08 мск Кравцов: "Российская Федерация занимает 1 место по качеству в начальной школе. Мы лучшие по читательской грамотности, математической грамотности в начальной школе".

12:01 мск Сегодня, в отличие от 2013 года, в вузы поступают 45% школьников. "И сегодня для нас следующий вопрос, как эффективно стимулировать вузы на развитие и повышение качества образования", — отмечает Кравцов.

11:58 мск Кравцов представляет доклад об основных задачах и путях совершенствования государственной регламентации образовательной деятельности. 

11:56 мск Президиум переходит к обсуждению следующего вопроса — системы оценки качества высшего образования и аспирантуры. На заседании присутствует руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

11:49 мск Сергеев: "Страна у нас огромная. Понятно, что без авиации никакой связности территорий страны быть не может. Что надо развивать: среднемагистральные, дальнемагистральные [самолеты — прим. НР], беспилотники и так далее, наверное надо развивать все с учетом размеров нашей страны, правильно выстроить траектории, чтобы во всех этих направлениях были результаты".

11:34 мск Владимир Фортов рассказал о применении плазменных технологий для управления авиацией. "Сейчас мы планируем новую программу, и я очень надеюсь и хотел бы, чтобы мы туда включили не то, что нужно сегодня или завтра, но и то, что нам понадобится на большую перспективу. Это процессы горения, конечно, это процессы, связанные с СВЧ, это проблема, связанная с гиперзвуковой аэродинамикой и устойчивостью аппарата на скоростях".

11:22 мск Иноземцев: "Сейчас идет борьба за уменьшение выброса углекислого газа. Любое горение в любом случае приведет к выбросу углекислого газа, и уменьшать можно только не сжигая ничего. В Международных агенствах, которые курируют выбросы, принято решение, что биотопливо не будет учитываться в выбросах. Перед нами проблема сжиженного газа и водорода, которую нужно решать. Мы с Сибирским отделением проработали проект мусоросжигающего завода, который утилизирует любой твердый бытовой отход в плазмотронах, при этом выделяется газ топливный, который нам надо сжечь в газовой турбине и обеспечить им плазмотрон. То есть замкнутый круг — топливом является мусор".

11:15 мск Иноземцев: "Новый проект, который запущен в прошлом году, — семейство двигателей большой тяги. Надо сказать, ни в Советском союзе, ни в России двигатели такой большой мощности не проектировались, ни производились никогда. Поставлена задача создать семейство от 25 до 50 тонн".

Иноземцев также отметил желание китайских партнеров принять участие в разработке двигателя ПД-14. "Китайцы очень хотят поучаствовать тоже в двигателе. Сейчас мы ведем с ними соответствующие переговоры".

11:10 мск На магистральном самолете МС-21 впервые установят два двигателя — российский и американский. "Центровой проект, который реализуется сегодня первым, это двигатель ПД-14 для МС-21. Задача, которая была перед нами поставлена десять лет назад правительством, сделать ни в чем не уступающий двигатель по своим характеристикам двигателю американскому. Впервые в отечественной практике самолет будет иметь два двигателя — американский и российский. И авиакомпании будут выбирать в зависимости от приоритетов, в зависимости от характеристик, надежности и так далее, — будут выбирать самолет с тем или иным двигателем. Такого в нашей стране не было. Это будет впервые", — Иноземцев. 

11:09 мск За трибуной — член-корреспондент РАН Александр Иноземцев

11:02 мск Чернышев представил одно из многообещающих направлений уменьшения сопротивления трения за счет использования плазменных актуаторов. "Нам удалось в совместной работе с Институтом физики и электроэнергетики под руководством академика Хомича создать такой поверхностный плазменный актуатор, который позволяет создавать объемные, небольшие совершенно силы, и эти силы оказывают воздействие на очень тонкий пограничный слой как раз в области, где происходит потеря пограничного слоя. За счет этого линия перехода пограничного слоя сдвигается существенно к задней кромке", — Чернышев.

10:59 мск Чернышев говорит о целевых задачах авиационной науки: "Очень серьезные вызовы для нашей авиационной науки — достичь в восемь раз больший уровень безопасности полетов. Если сейчас мы имеем одну аварию на миллион вылетов, то это одна авария на восемь миллионов вылетов за счет интеллекта, за счет более надежных конструкций и так далее".

10:56 мск Следующий содокладчик — академик РАН Сергей Чернышев

10:50 мск Желтов говорит о технологической проблеме в современной авиационной науке. Чтобы создать современную систему бортового оборудования, нужно иметь целый класс программных продуктов проектирования. Опасность состоит в том, что эти продукты по большей части импортные.

"Если не иметь такой базы, то очень замедляется время проектирования нового функционального оборудования. Из-за этого мы теряем конкурентное преимущество, поскольку очень медленно все происходит. Только сейчас развернуты работы, в том числе с участием Академии наук, где строится отечественная система реального времени и начинаются работы над созданием аналогичных пакетов, чтобы предлагать их на мировом рынке", — Желтов. 

10:45 мск Следующий докладчик — генеральный директор ФГУП "ГосНИИАС" академик РАН Сергей Желтов.

10:40 мск "Мы должны, выведя эти продукты на рынок, обеспечить их конкурентноспособность на мировом рынке. У нас нет линейки продуктов в области гражданской техники. Задача стоит сформировать такую линейку продуктов. На это сфокусированы те усилия и финансирование, которые сегодня реализуются по линии Министерства промышленности и торговли, чтобы разрушить ту дуополию, которая сегодня есть на рынке. На рынке сегодня доминируют Boeing и Airbus. Наш совместный проект с Китаем должен быть как раз таким фундаментом для формирования нового игрока на мировом рынке", — Погосян.

10:35 мск Погосян также отметил необходимость создания российской конкурентноспособной авиационной техники. "В рамках региональных самолетов — Sukhoi Superjet 100, ближних среднемагистральных — МС 21, и дальних магистральных самолетов — это совместный проект с китайцами SR 929".

10:30 мск Погосян также озвучил план фундаментальных исследований Российской академии наук до 2025 года. "Это гибридные электроустановки, в части процессов управления это автономные системы навигации и управления, в области механики это наноструктурированные покрытия", — Погосян.

10:25 мск "Целый ряд задач стоит в области перспективных конструкций. Это такие задачи, как принципиально новый тип конструкций, бионический дизайн, это анизогридные конструкции, конструкции из композитных материалов, система встроенного контроля в конструкции из композитных материалов", — Погосян.

10:20 мск Пять основных направлений сегодняшней авиационной науки: "Я бы выделил совершенствование конструкции планера, новая аэродинамика, это перспективные силовые установки, это новые материалы, перспективные системы бортового радиоэлектронного оборудования и информационные системы следующего поколения бортовое радиоэлектронное оборудование", — Погосян. 

10:15 мск Академик РАН Михаил Погосян представляет доклад о глобальных вызовах и приоритетах развития авиационной науки. 

"Удовлетворение потребностей человека является задачей, которая стоит перед авиационной наукой", — Погосян.

Сегодня 75 процентов продукции авиационной индустрии составляет гражданская авиационная техника.

"За ближайшие 20 лет будет поставлено более 40 тысяч новых гражданских самолетов на мировой рынок, что будет обеспечивать рост пассажиропотока, который по прогнозам составит к 2025 году пять с половиной миллиардов пассажиров. Инвестиции в развитие гражданской авиационной техники за ближайшие 20 лет составят по прогнозам больше пятнадцати триллионов долларов", — Погосян.

Особый раздел сегодня — беспилотные летательные аппараты. 

"Использование солнечной энергии для сверхвысотных летательных аппаратов это сфера потребностей, которая сейчас существует", — Погосян.

Проекты в области магистральных пассажирских самолетов — драйвер современной гражданской авиации. Бионический дизайн, конструкции из композитных материалов, системы встроенного контроля — перспективные направления авиационной науки.

10:11 мск "Искренне признателен за эту высокую честь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Российской академией наук", — отметил Сапир Жак.

10:04 мск На сегодняшнем заседании вручают диплом иностранного члена РАН профессору Герхарду
Лѐйхсу (Германия) и профессору Сапиру Жаку (Франция). Дипломы вручает президент РАН Александр Сергеев.

10:02 мск  Заседание президиума РАН открывается вступительным словом президента РАН Александра Сергеева. Глава РАН зачитывает повестку дня и согласовывает ее с членами президиума.