Кратер шириной 70 километров в Западной Австралии официально заслужил звание старейшего известного зарегистрированного удара метеорита о Землю. Кратер Яррабубба существует 2,2 миллиарда лет – плюс-минус 5 миллионов лет, сообщают исследователи 21 января в Nature Communications, - пишет sciencenews.org.

Движение тектонических плит и эрозия уничтожили свидетельства для кратеров старше 2 миллиардов лет, оставляя пробел в нашем понимании того, как давние воздействия метеоритов могли повлиять на жизнь и атмосферу планеты. Ученые обнаружили древние ударные материалы старше 2,4 миллиардов лет в других местах Западной Австралии и Южной Африки, но там не сохранились соответствующие кратеры.

Яррабубба, расположенный на одном из старейших участков земной коры под названием кратон Йилгарн, на 200 млн лет старше предыдущего рекордсмена – кратера Вредефорт в Южной Африке.

Ученые подсчитали, что возраст Яррабуббы составляет от 2,6 до 1,2 миллиарда лет на основании предыдущих исследований датирующих пород вокруг места воздействия. В новом исследовании возраст кратера был определен точно, благодаря датированию микроструктур в кристаллизованных породах, которые образовались при столкновении.

По словам соавтора исследования Тиммонса Эриксона - геолога из Научно-исследовательского отдела астрономических материалов НАСА в Хьюстоне, один из самых интересных находок - это дата появления самого старого кратера Земли - в конце древнего ледникового периода. Компьютерное моделирование показывает, что удар, который привел к образованию такого большого кратера, как Яррабубба, должен был высвободить до 200 триллионов килограммов водяного пара в атмосферу, что, по мнению исследователей, могло бы согреть планету и растопить ледяные щиты.