В фундаменте органической химии лежит теория химического строения, которая описывает последовательность расположения атомов и связей в молекуле, влияние атомов друг на друга, связь строения с физическими и химическими свойствами веществ. 15 сентября 1828-го родился создатель теории, выдающийся русский химик Александр Бутлеров.

Имя Александра Бутлерова носит Казанский химический институт. Именно в Казани молодой Бутлеров начал проявлять интерес к химии. Исследователи его биографии рассказывают, что уже в возрасте 8 лет Александр получил прозвище «Великий химик». Тогда, впрочем, это носило характер наказания и насмешки: прозвище, которое станет пророческим ему дали после того, как любопытный воспитанник казанского пансиона увлекся пиротехникой. Однажды вечером, тайком экспериментируя с опасными веществами на кухне пансиона, едва ее не сжег. Взрыв было слышно за пределами здания, мальчику опалило волосы и брови, а в наказание его отправили в карцер. В общий зал на обеды его выводили с доской на груди, где было написано «Великий химик».

В 16 лет Александр Бутлеров поступил на естественное отделение Казанского университета. Сначала интерес склонялся к ботанике, зоологии и энтомологии. В этой отрасли ученый добился успехов на почве пчеловодства. Тогда крестьяне для разведения пчел использовали расчищенные изнутри бревна, которые невозможно было разобрать, чтобы вынуть соты. Из Европы привез ульи, организовал пасеку, начал выпускать журнал о пчеловодстве и добился развития этого вида сельского хозяйства.

После смерти отца ученый начал углубленно заниматься химией. По окончанию учебы остался в университете, и в 1854-м году 26-летний специалист защитил докторскую диссертацию. А в 32 года Александр Бутлеров стал ректором Казанского университета: такой приказ издал император Александр II. Должность ректора он занимал в течение трех лет. Именно в этот период, а именно 19 сентября 1861-го года химик выступил с докладом «О химическом строении веществ» на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Шпейере. Именно там он определил основы классической теории химического строения.

«Исходя от мысли, что каждый химический атом, входящий в состав тела, принимает участие в образовании этого последнего и действует здесь определённым количеством принадлежащей ему химической силы (сродства), я называю химическим строением распределение действия этой силы, вследствие которой химические атомы, посредственно или непосредственно влияя друг на друга, соединяются в химическую частицу», - так Бутлеров определял понятие химического строения.

Великий химик умер в возрасте 58 лет в своем имении Бутлеровка, сегодня это Алексеевский район Татарстана. На месте его погребения установлена часовня.

Фото на главной странице: Википедия