Материалы портала «Научная Россия»

10 февраля 1906 года. На воду спущен инновационный британский линкор «Дредноут»

10 февраля 1906 года. На воду спущен инновационный британский линкор «Дредноут»
Он положил начало целому классу кораблей, названных в его честь, но сам в морских сражениях ни разу не участвовал.

Британский линейный корабль «Дредноут» (Dreadnought, англ. «Неустрашимый») был построен на верфи в Портсмуте за один год и один день. Церемонию его спуска на воду проводил лично король Эдуард VIII. Этот линкор задумывался как новое слово в военном кораблестроении — и действительно, он положил начало целому классу кораблей, названных в его честь.

«Дредноут» стал первым кораблем, вооруженным по принципу all-big-gun («только большие пушки»): его огневую мощь обеспечивали десять дальнобойных 305-мм орудий. Новинкой была и паротурбинная силовая установка из 18 котлов. Вместе с инновационной формой корпуса, позволявшей воде обтекать его без завихрений, силовая установка «Дредноута» позволяла ему развивать высокую по тем временам скорость в 21 узел.

Быстроходность и хорошее вооружение делало «Дредноут» на голову выше всех остальных линейных кораблей, построенных до него. Фактически, после его спуска на воду все флоты мира (включая и британский) мгновенно устарели. Это привело к тому, что все морские державы в начале XX в. стали срочно строить дредноуты: началась бурная гонка морских вооружений. Как вспоминал парламентские дебаты на тему строительства дредноутов лорд Фишер, британский министр ВМС в начале XX века, «правительство предлагало построить четыре, оппозиция требовала шесть, сошлись на восьми».

Положение родоначальника нового класса сыграло с «Дредноутом» злую шутку: он быстро устарел, и в серьезных морских сражениях ему так и не довелось поучаствовать. Единственным значительным достижением «неустрашимого» стал таран немецкой подлодки в 1915 году. В 1918 году, во время крупнейшего морского сражения Первой мировой, Ютландского, он находился на ремонте.

Уже в начале 1919 года «Дредноут» был выведен Адмиралтейством в резерв, а двумя годами спустя продан на слом. Несмотря на короткий век, он предопределил основные тенденции военного кораблестроения на 35 лет — до сражения при Перл-Харборе, после которого стало ясно, что бал на море теперь будут править авианосцы.

военно-морской флот инженерия памятные даты

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий