В Томске проходит первую фазу клинических испытаний новый радиофармпрепарат на основе радиоактивного изотопа технеций-99м, чувствительный сразу к двум видам рака — молочной железы и простаты. С его помощью можно очень точно обнаруживать раковые клетки и метастазы. Разработчики рассчитывают, что такая точная диагностика позволит создать адресные препараты уже для лечения этих видов рака — более эффективные и щадящие для пациента по сравнению с химиотерапией.

Диагностический препарат разработан учеными научно-исследовательского центра «Онкотераностика» Томского политехнического университета совместно с коллегами из НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра. В этом центре исследователи занимаются разработкой линейки радиофармпрепаратов на основе пептидов, в первую очередь каркасных белков. Препараты обладают высокой диагностической точностью. Однако в клиническую практику нигде в мире они пока не вошли из-за ряда сложностей в их синтезе.

Особенность препарата в его структуре. Он состоит из пептида RM26, меченного изотопом технеция-99м. Каждая молекула RM26 несет на себе по одному радиоактивному изотопу. Молекула пептида чувствительна к определенным видам раковых клеток. Перемещаясь по организму пациента, она «находит» раковую клетку, а изотоп технеция служит для врачей сигнальным маяком, указывающим на точное место расположения опухоли.

«В XX веке искали универсальные радиофармпрепараты для диагностики, чувствительные одновременно ко многим видам рака. И, конечно, нашли. В 2001 году фтордезоксиглюкоза, меченная фтором-18, для позитронно-эмиссионной томографии была признана «молекулой тысячелетия», или «рабочей лошадкой» ядерной медицины. Но у универсальности есть большой минус — опухоль можно просто спутать с воспалительным процессом. Поэтому современный тренд в науке — поиск специфических препаратов, обнаруживающих конкретный тип рака. Что это дает? Четкая идентификация типа клеток и их точное детектирование позволяют потом адресно лечить пациента — доставлять точно в опухоль именно то лекарство, которое нужно именно ему. Это не ковровая бомбардировка, как с химиотерапией, когда под удар попадают здоровые клетки. Это можно сравнить с работой спецназа — точно, тихо и эффективно, с наименьшим вредом для организма», — говорит заведующий отделением радионуклидной диагностики НИИ онкологии ТНИМЦ, ведущий научный сотрудник центра «Онкотераностика» ТПУ Владимир Чернов.

Первая фаза клинических испытаний нового препарата стартовала в апреле 2021 года, сейчас она подходит к завершению. В ней приняли участие 11 пациентов НИИ онкологии Томского НИМЦ — шесть женщин и пятеро мужчин.

«Препарат показал высокую диагностическую эффективность в выявлении некоторых люминальных подтипов рака молочной железы, чувствительных к гормональной терапии, — это более 60% всех случаев, и к раку предстательной железы на ранних стадиях», — отмечает Владимир Чернов.

Препарату предстоит пройти еще несколько этапов клинических испытаний. В дальнейшем ученые планируют модифицировать этот препарат уже в терапевтический. Для этого они заменят изотоп технеция на рений для рака молочной железы, а для рака предстательной железы — на изотоп лютеция.

«Тогда мы получим адресный препарат уже для лечения. Замечу, что на сегодняшний день в мире используется только два адресных препарата для терапии на основе изотопов, — говорит проректор ТПУ по науке Мехман Юсубов. — В этом и есть глобальная задача — создать линейки эффективных и безопасных препаратов. Реализация этого проекта позволит Томску укрепить свой статус как центра ядерной медицины. У нас для этого есть все: инфраструктура для производства изотопов — исследовательский ядерный реактор ТПУ, циклотрон, компетенции в области физики и химии, мощная медицинская база региона. Нам важно довести такие передовые технологии до конкретных пациентов».

Добавим, стадию клинических испытаний в НИИ онкологии ТНИМЦ сейчас также проходят препараты для диагностики агрессивного вида рака молочной железы на основе каркасных белков — DARPin9-29, DARPin G3 и ADAPT6.

Информация предоставлена пресс-службой Томского политехнического университета