Ученые из Томского политехнического университета (ТПУ) совместно со своими коллегами из Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, а также зарубежными специалистами разработали новый метод терапии злокачественных новообразований. В его основе — особые наноразмерные агенты, которые целенаправленно воздействуют на раковые клетки, подавляют их рост и развитие. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Report, а ее популярное изложение представляет вебсайт ТПУ.

Работа проводилась в русле перспективного направления Cancer Nanotechnology, испытывающего достижения последних исследований в области нанотехнологий в онкологии. Исследователи разработали специальные наноразмерные агенты, которые представимы как скомканный лист бумаги диаметром 200 нанометров и менее 1 нанометра толщиной. Такие частицы мигрируют к месту появления злокачественных клеток и начинают взаимодействовать с ними. В результате затрудняется питание раковых клеток, существенно замедляется темп их роста и развития.

По словам директора ИФПМ СО РАН Сергея Псахье, уже получен российский патент и проходит процедура международного патентования. Однако о скором выпуске нового лекарственного препарата пока речи не идет. «Это очень длительный процесс — вывести новое лекарство на рынок. Это многие годы. Но можно использовать нашу разработку как дополнение к уже существующим лекарствам», — рассказывает исследователь.

Эксперимент, проведенный словенскими учеными, показал, что новые наноагенты в сочетании с традиционными методами лечения рака заметно усиливают эффективность друг друга. Благодаря этому появилась возможность снижения доз химиопрепаратов, применяемых в онкологии.

Сейчас по результатам экспериментов на клетках и животных ученые готовят совместную статью для журнала Nature о новых принципах воздействия на злокачественную опухоль, имеющих уже не химическую, а физическую природу. В скором времени при ТПУ также будет открыт международный сетевой центр, который будет проводить дальнейшие исследования в этой области.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о другой разработке ученых из ТПУ — микротомографе, который может «просветить» мелких животных.