Кокуйское болото, располагающееся в предгорьях Салаирского кряжа на территории Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, приобрело статус особо охраняемой природной территории (ООПТ). На этой территории могла начаться разработка полезных ископаемых, а статус ООПТ позволил защитить уникальные растения болота.

Кокуйское болото было обнаружено в 2006 году главным научным сотрудником Центрального сибирского ботанического центра СО РАН д.б.н. Н.Н. Лашинским в ходе выполнения международного проекта по ключевым ботаническим территориям. С момента открытия Кокуйского болота сотрудники Кузбасского ботанического сада ФИЦ УУХСО РАН регулярно приезжают туда, чтобы вести наблюдения за состоянием популяции редких растений и экосистемы в целом.

Подземные воды Кокуйского болота обогащены карбонатом кальция из залегающей глубоко под землей известковой плиты, из-за чего оно приобрело белый оттенок. Это поспособствовало распространению кальцефильных растений, которые предпочитают селиться на карбонатных субстратах. Насекомоядные растения (росянки, пузырчатки), способные выживать на бедных питательными веществами субстратах также нашли болото благоприятным местом проживания. Кустарниковая берёза, осока и многообразие сибирских орхидей – три вида венериного башмачка, дремлики, ятрышники, гляцелистники, пальчатокоренники… делают это место истинно уникальным и цветущим. В состав природоохранной территории также вошёл и сосновый бор, находящийся рядом с болотом. Сосновый бор с окрестными сопками составляет основную площадь заказника (более 1 500 га) и позволяет сохранить хрупкую экосистему.

Как поясняет д.б.н. Юрий Манаков, заведующий лабораторией экологической оценки и управления биоразнообразием Кузбасского ботанического сада ФИЦ УУХ СО РАН, на этом месте могла начаться разработка полезных ископаемых (меди, золота, железа). Помимо этого, угрозу местности представляла работа угледобывающих, сельскохозяйственных, лесозаготавливающих и прочих предприятий. С момента закрепления за территорией статуса ООПТ, на ней запрещены все виды хозяйственной деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, и размещение отходов промышленного производства.

В 2018 году угледобывающая компания «СУЭК-Кузбасс» обратилась к специалистам Кузбасского ботанического сада ФИЦ угля и углехимии СО РАН с запросом о создании заказника на ценной природной территории в качестве компенсации ущерба биологическому разнообразию. Им было предложено Кокуйское болото, подобного которому, как указывает Ю.А. Манаков, в Сибири более нигде не встречается. Компания вложила деньги в проведение проектных работ по созданию заказника, выступила с инициативой обустроить экологическую тропу и создать детско-юношескую бригаду, которая будет охранять природный комплекс.

Юрий Манаков уверен, что использовать территорию для массового туризма и рекреации без ущерба для природных экосистем возможно, только если она имеет статус ООПТ. И в отношении Кемеровской области рассматриваются ещё несколько территорий, которые требуют статуса ООПТ.

«Несмотря на то что за последние восемь лет из 21 ключевой ботанической территории уже пять приобрели природоохранный статус, региональная система ООПТ не вполне обеспечивает охрану ценных природных комплексов, в том числе находящихся под угрозой уничтожения. В начале прошлого года мы совместного с департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области разработали перспективную схему развития региональной системы ООПТ, согласовали ее с отделом геологии и лицензирования по Кемеровской области (Кузбасснедра) и включили в территориальную схему развития Кемеровской области. Таким образом мы зарезервировали территории, на которых планируется создать ООПТ, от посягательства промышленности, — говорит Юрий Манаков. — План рассчитан до 2030 года и включает в себя 16 дополнительных ООПТ различного ранга (природные памятники, заказники и даже природные парки) общей площадью примерно 160 тысяч га. В Кемеровской области есть как минимум три места, которые можно рассматривать для создания природного парка и развития экологического туризма — это Шестаковские болота, где было обнаружено кладбище динозавров, Поднебесные Зубья с прекрасным альпийским пейзажем и таинственный Салаирский кряж».

Фото предоставлено Юрием Манаковым/Кузбасский ботанический сад ФИЦ УУХ СО РАН/Наука в Сибири