Исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН в минувшем полевом сезоне обнаружили любопытные свидетельства взаимодействия человека и мамонтов на дальних северных территориях, а также нашли край поселения людей в районе местонахождения мамонтовой фауны Волчья Грива.

Местонахождение Таба-Юрях на о. Котельный

На острове Котельный, входящем в архипелаг Новосибирские острова, в сотрудничестве с коллегами из Якутии новосибирские археологи начали изучение самых ранних следов пребывания человека в этом отдаленном регионе. «Данные, которые были получены с помощью радиоуглеродного датирования, говорят о том, что уже около 25 тысяч лет назад древние сибиряки осваивали столь северные места, — прокомментировал главный научный сотрудник ИАЭТ СО РАН член-корреспондент РАН Михаил Васильевич Шуньков. — В эпоху позднего плейстоцена Новосибирские острова являлись частью материковой суши, так что люди могли осуществлять туда короткие охотничьи экспедиции. Найти там орудия — большая редкость, но следы пребывания человека зафиксированы».

С помощью трасологических методов археологи выяснили, что повреждения и отметины на останках с местонахождения мамонтовой фауны Таба-Юрях сделаны каменными орудиями. «Большие кости мамонтов сопровождались костяной стружкой, то есть человек не просто наносил случайные царапины — это логически осознанные следы утилизации туш и костного материала», — отметил Михаил Шуньков. По его словам, такие свидетельства открывают большие перспективы для дальнейших исследований пребывания и деятельности древних людей в регионе.

Местонахождение Волчья Грива

Еще одно важное открытие, связанное с мамонтовой фауной, — обнаруженная периферия поселения рядом с известным скоплением палеоостанков Волчья Грива. «Получается, человек не только периодически там появлялся, чтобы добыть то или иное крупное животное, но и жил на этой территории», — сказал Михаил Шуньков. Ученый подчеркнул, что это наиболее древние следы пребывания людей в Новосибирской области.

Михаил Шуньков также добавил, что теперь исследователям предстоит выяснить, каковы были масштабы и способы взаимодействия древнего человека с мамонтовой фауной и какое влияние он оказывал на популяцию непосредственно мамонтов.

Фото из презентации М.В. Шунькова