Источник фото - ru.123rf.com

В результате самолетного зондирования, проведенного специалистами Института оптики атмосферы СО РАН, было зафиксировано редкое и поразительное явление: интрузия озона из стратосферы в тропосферу. Этот феномен, редко регистрируемый в исследованиях, привлекает внимание научного сообщества и вызывает живой интерес ученых по всему миру.

Авиазондирование ученые провели в рамках работы консорциума «РИТМ углерода» и создания Российской системы климатического мониторинга.

«Интрузия озона представляет собой редкое и поразительное явление, при котором озон, обычно присутствующий в стратосфере на высотах от 10 до 50 км над поверхностью Земли, временно проникает в более низкие слои атмосферы, в тропосферу. Этот процесс может иметь значительное влияние на состав и химические реакции в атмосфере, а также на климатические условия в различных регионах планеты. Этот феномен, редко регистрируемый при проведении инструментальных исследований, привлекает внимание научного сообщества и вызывает живой интерес ученых», — сказал руководитель лаборатории климатологии атмосферного состава Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Борис Белан.

Явление обнаружено над Караканским бором (100-150 км юго-западнее Новосибирска). Этот феномен был инструментально зафиксирован не более 10 раз за более чем 20 лет самолетных наблюдений.

Процесс переноса озона из стратосферы к Земле может иметь значительное влияние на состав и химические реакции в атмосфере, а также на климатические условия в различных регионах планеты.

«Присутствие озона в высоких концентрациях отрицательно воздействует на растительность, снижая урожайность по некоторым видам до 50%. По имеющимся подсчетам, например, снижение урожайности сельхозкультур составляет в среднем в Западной Европе 14%. Важным аспектом этого эксперимента является то, что во время проведения зондирования были измерены основные парниковые газы и выполнены заборы проб аэрозоля для получения химического состава. Дальнейшие исследования этого явления позволят расширить наши знания о процессах, происходящих в атмосфере Земли, уникальные данные о химическом составе стратосферного воздуха, помогут улучшить прогнозы изменений климата и развития экосистем», — отметил Борис Белан.

Специалисты намерены продолжить наблюдения и исследования, чтобы более полно понять природу этого редкого явления и его потенциальные последствия для нашей планеты. Ожидается, что дальнейшие открытия помогут улучшить наши прогнозы изменений климата и развития экосистем в будущем.

Научный консорциум «Российские инновационные технологии мониторинга углерода» — «РИТМ углерода» (https://ritm-c.ru/) является одним из шести консорциумов, созданных для разработки «Российской системы климатического мониторинга» (ВИП ГЗ, проект курирует Минэкономразвития РФ).

Консорциум «РИТМ углерода» создает систему мониторинга для оценки пулов углерода и потоков парниковых газов в наземных экосистемах, к которым относятся леса, тундры, степи, луга, водно-болотные, сельскохозяйственные угодья, водоемы. Система формируется с использованием данных наземных измерений, дистанционного зондирования и математического моделирования.

В состав консорциума «РИТМ углерода» входят 18 научных центров и институтов РАН, два университета, а также Рослесинфорг. Головной организацией проекта «Углерод в экосистемах: мониторинг» определен Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук.

Источник информации: консорциум «РИТМ углерода»