Художественная реконструкция скотовода, который проживал на памятнике Обишир-5 около 8 тыс. л.н.

В издании Nature Human Behavior опубликована статья международного научного коллектива, в который входят и сотрудники Института археологии и этнографии, и Новосибирского государственного университета. Исследование посвящено доместикации овец и коз в Центральной Азии. Работа велась с 2015 года, был применен большой арсенал междисциплинарных методов, включая изучение древней ДНК животных. Результаты, полученные при поддержке гранта РНФ, показали, что одомашненные животные были представлены в Центральной Азии на 4 тысячи лет раньше, чем предполагалось ранее.

В силу своего географического положения Центральная Азия является ключевой территорией при раскрытии вопросов распространения инновационных идей и технологий на евразийском пространстве, поскольку большая часть миграций древнего человека проходила именно через этот регион. Одним из значимых событий в человеческой истории является переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. На настоящий момент накоплено достаточно большое количество данных о распространении доместицированных видов животных на территории Евразии, очагах их первой доместикации и последующего распространения. В силу различных причин существовало мало данных по Центральной Азии, территории, которую по праву можно назвать сердцем нашего континента.

Начиная с 2015 г.  силами международного коллектива, возглавляемого старшим научным сотрудником ИАЭТ, кандидатом исторических наук и руководителем проекта по гранту РНФ Светланой Шнайдер, проводится изучение раннеголоценовых объектов на территории горной части Центральной Азии. Наиболее изученным объектом сейчас является памятник Обишир-5 (Ферганская долина, южный Кыргызстан). Памятник датируется от 13 до 1,5 тысяч лет назад.

Расположение памятника Обишир-5 и вид на него

На Обишире-5 проводилась тщательная фиксация материала, благодаря чему в коллекции сохранились даже самые мелкие фрагменты костей, артефактов и раковин моллюсков. Это позволило провести серию лабораторных исследований, направленных на реконструкцию палеоклимата и экономических стратегий древнего человека. Наиболее представительная коллекция была получена исследователями из слоев, датирующихся в пределах 11-5 тысяч лет назад. Интересно, что археологами здесь на основе анализа каменной индустрии не обнаружено свидетельств охотничьего вооружения, что натолкнуло на мысль о том, что, возможно, древние обитатели стоянки и не были охотниками. Может быть, они уже использовали ранние формы скотоводства?

На тот момент, когда была начата лабораторная работа с палеофаунистическими коллекциями, эта идея казалась крайне смелой и маловероятной. Для работы над этими вопросами были привлечены специалисты из европейских и американских научных центров – Университета Колорадо (США), Института изучения истории человека Общества Макса Планка (Германия), Университета Бордо (Франция), Оксфорда (Великобритания), Тюбенгена (Германия) и т.д. Порядка 90% костей, обнаруженных на памятнике, представлены во фрагментированном состоянии и не поддаются таксономической идентификации, но, тем не менее, практически все определимые кости принадлежат овцам и козам. Это подтвердил метод ZooMS (Zooarchaeology by Mass Spectrometry, анализ пептидов коллагена при помощи ионизации вещества на масс-спектрометре).

Дополнительным анализам были подвергнуты зубы овец и коз: они были изучены посредством cementum analysis (анализ внутреннего рисунка твердого вещества зубов), благодаря которому удалось определить возраст и сезон смерти животных. Это позволяет реконструировать сезонность обитания стоянки. Большая часть проанализированных образцов указывает на то, что животные были убиты в возрасте от 1 до 2 лет поздней осенью – ранней зимой. Интересно, что сезон и возраст смерти животных совпадают с теми, что характерны для традиционных кочевых обществ наших дней.

Выделение коллагена для ZooMS анализа в Институте изучения истории человека Общества Макса Планка (Йена, Германия)

Дополнительно зубы были подвержены ДНК-анализу, и, когда пришли первые результаты, исследователи были просто ошеломлены. Гипотеза оказалась верной – благодаря генетическим данным было подтверждено, что на Обишире около 8 тыс. л.н. обитали домашние виды овец и коз.

Как обычно, каждое открытие ученых открывает завесу прошлого и ставит множество новых интересных вопросов перед исследователями. Сейчас стоит вопрос, как доместицированные животные попали в Ферганскую долину – была ли это контролируемая человеком миграция с Ближнего Востока в Центральную Азию, либо на тот момент аборигенное население освоило новый тип ведения экономики? Была ли в дальнейшем миграция этих животных на восток, в сторону Памира, Тибета и Гималаев?

Продолжая это исследование и сотрудничество учëных различных научных центров, можно будет ответить на все эти волнительные вопросы. А на сегодняшний день на карту поставлена еще одна точка с ранним центром неолитизации – это памятник Обишир-5 на юге Кыргызстана.

Работа выполнена при поддержке проекта РНФ № 19-78-10053 «Происхождение производящего хозяйства в горной части Центральной Азии».

Информация и фото предоставлены пресс-службой Российского научного фонда