Ученые из Института молекулярной и клеточной биологии (ИМКБ) СО РАН в рамках масштабного проекта по молекулярному исследованию опухолей мозга, щитовидной и молочной желез создали единственную в России инновационную платформу тест-систем для ранней диагностики новообразований, прогноза течения заболевания и оценки риска рецидивов на основе панелей микроРНК и соматических мутаций. О проекте рассказывает сайт Наука в Сибири.

«Молекулярно-генетическая характеристика новообразования может быть более точной, нежели получаемая морфологическая картина, но с другой стороны использование молекулярных маркеров для характеристики патологий не является альтернативой существующему патоморфологическому анализу, а наоборот существенным дополнением, улучшающим заключение», — пояснил ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики ИМКБ СО РАН Николай Колесников.

По его словам, микроРНК занимают особое место среди онкомаркеров, и сейчас ученым уже очевидно, что дерегуляция экспрессии микроРНК, ведет к патологическим процессам, включая онкологические.

Одна из тест-панелей на основе определения уровня экспрессии пяти микроРНК, предложенных учеными, называется «ТИРОИД-1» и позволяет идентифицировать онкологические новообразования со специфичностью 96,8% и чувствительностью 82,7%. В основе второй панели — «ТИРОИД-2» — определение профилей экспрессии 12 специфичных микроРНК, являющихся характерным для того или иного типа заболевания.

Кроме того, в рамках проекта ученые создали методику, которая позволяет определить степень злокачественности от начальных до поздних стадий опухоли молочной железы на интраоперационном материале. А также уже получили патент на способ дифференциальной диагностики глиом головного мозга.