Появились данные о первых результатах экспедиции "Умка-2021".

Впервые с начала научной части экспедиции учёные передали в московскую Штаб-квартиру РГО промежуточные итоги своей работы. Они проводятся на острове Земля Александры, который входит в состав архипелага Земля Франца-Иосифа.

Обнаруженные и обследованные биологами белые медведи чувствуют себя хорошо, — сказал директор национального парка "Русская Арктика" Александр Кирилов. — По шкале упитанности превосходят норму, некоторые дотягивают до "пятёрки". Это говорит о том, что зима для медведей в районе Земли Франца-Иосифа была не голодной.

В первую неделю ученые занимались полевыми работами. Они провели снегоходные маршруты протяженностью более 400 километров, которые проходили по центральной части острова, его северному побережью от бухты Зверобоев до бухты Илаева и припайному льду в бухтах залива Дежнёва.

Как сообщил начальник экспедиции Илья Мордвинцев, в районе обнаружили пять белых медведей. Среди них: самки с сеголетком (медвежонком, родившимся в этом году), три самца и самки на берлоге. Биологи определили местоположение  вскрытой берлоги: самка выходит из неё на незначительное удаление одна, выход медвежат пока не отмечен.

Три самца прошли комплекс измерений: взвешивание, отбор проб крови, шерсти, экскрементов для генетического, биохимического и токсикологического анализов. Затем животных, восстановившихся после иммобилизации, оставили в природной среде в местах отлова.

Специалисты дополнительно сообщили, что северное побережье острова Земля Александры свободно ото льда. У кромки воды обнаружены нерпа и лёжка четырёх атлантических моржей. При этом гренладского кита зафиксировать пока не удалось.

Исследования проводятся учеными из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и нацпарка "Русская Арктика".

Цель экспедиции - не только наблюдение за белыми медведями. В состав научной группы вошли сотрудники Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, которые планируют получить точные параметры здешней мерзлоты.

Руководитель группы Роберт Сысолятин сообщил, что в этом районе такие исследования еще не проводились.

"Нам удалось создать небольшой наблюдательный полигон для круглогодичного мониторинга температур мёрзлых пород, — сказал Роберт Сысолятин. — Это позволит оценить степень влияния глобальных климатических изменений".

При техническом содействии "ЗапСибГазПрома" исследователи заложили пятиметровую скважину в центральной части острова Земля Александры. В ней расположена автоматическая станция, которая непрерывно измеряет температуру.

Учёные взяли более 30 проб снега и воды, которые после лабораторного изучения позволят ответить на вопросы о распределении химических элементов на поверхности острова и об условиях формирования ледников.

Также ученые отобрали десять образцов почв из разных частей острова, который помогут выявить тяжёлые металлы и определить закономерности их распространения. Полученные данные позволят оценить степень воздействия активности человека в этом районе Арктики.

В составе экспедиции РГО на острове работали и геофизики. Они установили сеть сейсмодатчиков на льду для фиксации различных типов волн. Из спектра выделят донные волны, которые покажут картину строения дна и предметов, находящихся в толще воды.

Еще одна важная задача  подтверждение или опровержение информации о существовании глубинного разрыва земной коры.

"Судя по всему, в этом районе в прошлом произошло довольно сильное землетрясение, — говорит старший научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН Руслан Жостков. — Анализ космоснимков позволил нам установить расположение предположительного сейсмического разрыва. Наша цель теперь — выяснить геофизическими методами, есть ли он в действительности."

Фото на странице: Hans-Jurgen Mager / Фотобанк Unsplash