Сокращение популяций дикой рыбы требует более активного развития рыбоводных хозяйств и поиска новых питательных кормов для искусственного выращивания морепродуктов. Ученые оценили использование в качестве одного из компонентов кормов в аквакультуре личинок мух, выращенных на смеси с добавкой рыжикового масла. Такая добавка увеличивает количество полиненасыщенных жирных кислот в личинках, которые передадутся поедающей его рыбе и сделают ее полезнее. Результаты исследования опубликованы в Журнале Сибирского федерального университета. Биология.

Личинки мясной мухи

Добыча дикой рыбы в промышленных масштабах достигла пределов. Дальнейший интенсивный вылов может грозить экологической катастрофой. В противовес этому быстро развивается аквакультура — разведение рыбы в искусственных условиях. Однако в основе кормов для аквакультурного выращивания часто также используется дикая рыба. Рыбоводство потребляет до 75% добываемого рыбьего жира. Для дальнейшего развития этой отрасли необходимо разработать корма, производимые из другого сырья. В частности, источником для них могут стать насекомые. Однако их жирнокислотный состав часто не соответствует необходимым требованиям.

Коллектив красноярских ученых из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и СФУ вырастил личинок зеленых мясных мух Lucilia sericata, подходящих для использования в кормах для аквакультуры. Личинки, выращенные на корме с добавками, содержали высокое количество полиненасыщенных жирных кислот и имели богатый аминокислотный состав.

Одним из важнейших компонентов рыбьего корма выступают полиненасыщенные жирные кислоты омега‑3, в частности, докозагексаеновая и эйкозапентаеновая кислоты. Они необходимы для нормального роста и развития рыбы и определяют ее высокую пищевую ценность. Исследователи попытались подобрать такой жирнокислотный состав корма для мух, на котором они обладали бы достаточным содержанием омега‑3 ПНЖК, чтобы стать питательным кормом для рыб. Специалисты изучили состав и содержание жирных кислот в личинках зеленой мясной мухи Lucilia sericata, выращенных на стандартном корме из отходов птицефабрики и корме с добавлением рыжикового масла, богатом альфа-линоленовой кислотой.

Личинки мухи, выращенные на стандартном корме, обладали значительно меньшим содержанием полиненасыщенных жирных кислот, чем насекомые, которым в корм добавили рыжиковое масло. Оно в несколько раз увеличило содержание альфа-линоленовой кислоты – предшественника длинноцепочечных омега-3 ПНЖК, из которого некоторые животные, в том числе пресноводные рыбы, сами могут синтезировать полезные жирные кислоты. Помимо этого, возросло содержание и других жирных кислот, которыми богато рыжиковое масло. Таким образом, жирнокислотный состав личинки мухи Lucilia sericata изменяется в зависимости от состава ее пищи.

Олеся Махутова, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН

«Повышение спроса на качественный корм из дикой рыбы для аквакультуры приводит к сокращению численности дикой рыбы и увеличению стоимости такого корма. В результате стоимость произведенной рыбы иногда больше чем на половину определяется стоимостью корма. Дальнейший рост объемов продуктов, выращенных в аквакультуре, возможен при частичной или полной замене некоторых компонентов корма. Насекомые могут стать одним из таких вариантов. К дополнительным положительным факторам можно отнести отсутствие негативного влияния корма из личинок насекомых на желудочно-кишечный тракт рыб. Чрезмерное использование растительных добавок напрямую может нанести вред, спровоцировав воспалительные процессы. Кроме того, личинок насекомых можно выращивать круглый год, и для этого требуется меньше земли и воды, чем для других белковых и липидных добавок. Поскольку жирнокислотный состав личинок поддается модификации, а аминокислотный профиль, за исключением метионина, соответствует оптимальным параметрам, мы полагаем, что личинок зеленой мясной мухи Lucilia sericata можно рассматривать как один из компонентов корма для аквакультуры», — рассказала о результатах исследования доктор биологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН Олеся Махутова.

Комплексные исследования пищевой ценности различных обитателей водоемов, разработка основ для современной аквакультуры – приоритетные темы работ ученых Института биофизики СО РАН. Ранее они исследовали особенности жирнокислотного состава рыб реки Енисей, обнаружили одну из самых ценных по содержанию ПНЖК рыб в мире на севере Красноярского края и инициировали проект по ее разведению в условиях аквакультуры.

Михаил Гладышев, заведующий лабораторией Института биофизики СО РАН

«Производство кормов для аквакультуры — это вопрос производственной безопасности, где до последнего времени мы сильно зависели от импорта. Так как качество корма напрямую влияет на ценность получаемого в аквакультуре продукта, такие технологии можно отнести к критическим для здоровья населения. С одной стороны, мы ориентируемся на местные, чрезвычайно ценные виды северной рыбы. С другой, учитывая невозможность наших сибирских экосистем обеспечивать высокие уловы, предлагаем перейти к искусственному выращиванию. Для этого и требуются собственные, недорогие и ценные с биохимической точки зрения корма. Сейчас мы рассматриваем разные варианты добавок. Упомянутое выше исследование – один из этапов поисковых работ, которые нацелены на обеспечение нашей продовольственной безопасности», — рассказал о масштабной цели работ член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией Института биофизики СО РАН Михаил Гладышев.

Работа поддержана Красноярским краевым фондом науки в рамках проекта «Разработка импортозамещающих технологий для аквакультуры лососевых рыб в условиях Красноярского края».

Информация и фото предоставлены Федеральным исследовательским центром «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»