Ученые из Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН исследуют механизмы, с помощью которых глицирризиновая кислота улучшает проницаемость клеточных мембран. Результаты работы могут быть перспективны для разработки новых способов доставки лекарственных средств, рассказывает сайт Наука в Сибири.

Глицирризиновая кислота добывается из корня солодки, который многие сотни лет применяется в народной медицине России, Китая и других стран. Ранее ученые из нескольких сибирских институтов в совместной работе показали, что глицирризиновая кислота не только обладает собственной биологической активностью, но и может усиливать действие других препаратов при их совместном применении. Это вещество оказалось способным образовывать супрамолекулярные комплексы со множеством препаратов.

Сейчас же ученые поставили задачу объяснить этот эффект. Сотрудница лаборатории магнитных явлений ИХКГ СО РАН Ольга Селютина изучила взаимодействие глицирризиновой кислоты с холестерином. Было установлено, что с холестерином эта кислота тоже может образовывать комплексы включения, и появился вопрос, способна ли она посредством извлечения холестерина воздействовать на свойства самих мембран. Для ответа на этот вопрос была исследована эластичность и проницаемость клеточных мембран.

«Мы увидели, что в присутствии глицирризиновой кислоты маленькие молекулы, в частности ионы формиата натрия, проходят через клеточную мембрану быстрее, чем в ее отсутствие, при этом сама мембрана становится более ”мягкой”», — объяснила Ольга Селютина.

Ученые также исследовали, как глицирризиновая кислота влияет на подвижность липидов клеточной мембраны. Они предположили, что влияние кислоты на пластичность и проницаемость происходит за счет того, что она может каким-то образом либо извлекать холестерин, либо сама встраиваться в мембрану. Посмотрев, как в ее присутствии изменяется подвижность липидов, ученые обнаружили, что и «головы», и «хвосты» становятся менее подвижными. Глицирризиновая кислота проникает в наружный полуслой мембраны, и в результате происходит образование неких структур, через которые могут легче проходить ионы.

На сегодняшний день новосибирскими учёными исследован целый ряд комплексов глицирризиновой кислоты с разными лекарствами: средствами от давления, антигельминтными и противовоспалительными препаратами. Показано, что это вещество выступает неким универсальным инструментом, имеющим большие перспективы. Глицирризиновая кислота образует растворимые комплексы с нерастворимыми лекарствами плюс воздействует на клеточные мембраны, улучшая их проницаемость.