11 сентября 2014 года в здании Президиума Академии наук состоялось заседание, посвященное вопросам детства и юношества. «Российские дети в семье и обществе» с таким докладом перед собравшимися выступила Ирина Елисеева, директор социологического института РАН. Она отметила, что мощь любого государства в первую очередь определяется его населением, и тот факт, что Россия занимает самую большую площадь (17,5 миллионов кв.км) нас ко многому обязывает. В начале своего выступления Ирина Ильинична дала краткую характеристику демографической ситуации в целом и перешла к анализу семейной структуры населения.
Самые точные сведения о составе семей поступают благодаря переписи населения. Данные за 2010 год позволяют сделать выводы о том, что, хотя семья и продолжает по-прежнему сохраняет свою центральную приоритетную роль, разнообразие типов семей колоссально возрастает. При этом доля традиционных союзов — брачная пара с детьми (в некоторых случаях бездетные пары) — неуклонно уменьшается. Растет количество семей с одним родителем и одиноких людей, а также увеличивается количество нестандартных моделей семейных домовладений. Например, возникших в результате эмиграции трудоспособного населения (преимущественно в Германию, США и Израиль). В такой ситуации дети остаются на попечение других родственников, например, бабушек и дедушек.
Не может не радовать тот факт, что рождаемость в нашей стране в настоящее время развивается в соответствии с наиболее благоприятными прогнозами. Растет количество семей с 2 и 3 детьми. По мнению автора доклада, существенную роль в этом сыграла программа выплат материнского капитала. Но в перспективе благополучие страны зависит не только от увеличения численности населения, но и от благополучия той среды, в которой будет расти и развиваться подрастающее поколение. Данная тема является одной из приоритетных в нашей стране. Развитию критериев оценки благополучия детей было посвящено следующее выступление.
Докладчик, кандидат социологических наук, Русакова Майя отметила, что хотя в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ сформулированы конкретные цели, такие как максимальная реализация потенциала, формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации, максимально возможная самореализация социально позитивных видов деятельности, однако объективных критериев для оценки того, насколько они достигнуты, пока не существует.
В настоящее время речь идет не о выживаемости, а о степени благополучия детей. Поэтому необходимо вырабатывать новые, позитивные, критерии оценок. И раз мы вышли за рамки выживания и стали ориентированы в большей степени на положительные индикаторы, в центре внимания оказывается вопрос о том, что сам ребенок понимает под благополучием. Если ранее благополучие ребенка оценивалось скорее с точки зрения его социального окружения (семьи, приемной семьи или детского дома), то теперь объектом оценки в большей степени становится непосредственно личность ребенка. Т.е критерии суждений становятся более субъективными.
Большое внимание надо уделять такой категории, как дети-инвалиды, об этом присутствующим рассказала в своем докладе Елена Кулагина, ведущий сотрудник института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она отметила, что в соответствии с исследованиями, проведенными институтом, выявлено, что ситуация в этой области остается критической и требует пристального внимания со стороны всего общества. До 36 процентов новорожденных детей имеют на данный момент первичную инвалидность, и их количество увеличивается, в том числе и с ростом уровня рождаемости. Ситуацию обостряет реформа образования, в результате которой дети-инвалиды попадают в школы, где отсутствуют условия для их обучения. Все эти вопросы требуют незамедлительного решения.
В обсуждении повестки дня также принимали участие ак. В.А. Тишков и ак. А.А. Кокошин.
Далее члены президиума обсудили вопросы о присуждении премии имени Д.Н. Прянишникова 2014 года академику В.Г. Минееву и премии имени В.А. Обручева 2014 года доктору геолого-минералогических наук Буртману Валентину Семеновичу.
Источник: архив "Научная Россия"