Название изображения

В Институте экспериментальной медицины (ИЭМ) в Санкт-Петербурге  ученые создают первую в мире съедобную вакцину от коронавируса. Вице-президент РАН Владимир Чехонин прокомментировал уникальную разработку коллег из Санкт-Петербурга.

"Год назад в своем отчетном докладе РАН уже информировала сообщество о том, что в Санкт-Петербурге, на площадке Института экспериментальной медицины, коллективом под руководством члена-корреспондента РАН Александра Николаевича Суворова был создан вариант кандидатной вакцины, который обеспечивает уникальные возможности формирования мукозального, или специального, иммунитета, благодаря которому возможно предотвращать инфекцию непосредственно на "входных воротах" в человеческий организм; вырабатывая принципиально новый тип антител класса иммуноглобулина А. Это уникальный тип вакцины, позволяющий защищать человека в том числе и от коронавирусной инфекции.

В пробиотические бактерии, энтерококки, встраивается ген, который позволяет экспрессировать на мембране таких бактерий белок S (белок коронавируса). На этот белок организмом вырабатываются различные антитела, в том числе и класса иммуноглобулина А. Такие пробиотические бактерии могут входить в состав молочнокислой закваски, делая этот вариант вакцины вкусным. В стакане молока или кефира может содержаться необходимая доза бактерий, которые способствует формированию соответствующего иммунитета.

Вакцина перспективна в нескольких аспектах. Она позволяет сформировать иммунитет на "входных воротах" вируса. Эта вакцина может формировать иммунитет в кишечнике, а ведь именно в кишечнике вирус функционирует и развивается относительно долго — поэтому очень важно построить защитные барьеры в кишечнике. Очень важно и то, что новая вакцина очень масштабируема (можно в короткий промежуток времени производить значительное количество доз), а также то, что она вводится непосредственно в рот в виде молочнокислых продуктов. Еще один существенный плюс — для хранения и транспортировки вакцины не нужны специальные температурные условия: она может использоваться при комнатной температуре.

Считаю, что новая "вкусная вакцина" крайне перспективна. Уже сделан кандидатный вариант этой вакцины, подготовлены условия для дальнейшей доклинической апробации и внедрения в практику. Это новый потенциал наших ученых, который может обеспечить уникальное развитие в защите от целого спектра вирусов и бактерий, угрожающих человечеству".