Прикладную печать офицера «Великой армии» Наполеона обнаружили археологи Института археологии РАН при раскопках в Верее. Это единственная находка личной печати участников войны 1812 года: в ходе многолетних археологических работ на полях сражений Отечественной войны, таких, как Бородино и Тарутино, не было найдено ни одной прикладной печати частных лиц.
Печать сделана из латуни и состоит из фигурной рукояти и овального щитка, на котором изображена мужская фигура в военной форме, с клинком в руках, и вырезаны латинские литеры D, L. v G. Изучение архивных документов показало, что печать могла принадлежать офицеру 6-го вестфальского линейного полка, лейтенанту Луи фон Гаденштедту (Louis von Gadenstedt), который попал в плен 29 сентября (11 октября) 1812 года при взятии Вереи отрядом генерала Ивана Семеновича Дорохова.
«Среди тысяч артефактов, обнаруженных археологами, не бывает неважных, но иногда встречаются неожиданные, уникальные, заслуживающие особого внимания. Эти находки позволяют уточнить детали событий прошлого, создать более полную картину той эпохи. Вестфалец Луи фон Гаденштедт сражался за Францию, попал в плен в России, вернулся на родину, а его личная печать стала маленькой деталью большой русской истории», – сказала Ася Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН по науке.
Печать была обнаружена специалистами ИА РАН в ходе спасательных раскопок на городище в Верейском кремле, у здания бывших Присутственных мест.
Это небольшой предмет из латуни, высотой 3,2 см, диаметр щитка – 2,1 см. На поверхности овального щитка диаметром 2,1 находится углубленное изображение. В правой части композиции (на оттиске она слева) расположена фигура стоящего вполоборота человека в военной форме. В правой руке он держит направленное вниз клинковое оружие с острием, касающимся земли. Локтем согнутой левой руки он опирается на каменную глыбу (постамент) кубической формы, на котором зеркально вырезаны латинские литеры. Внизу под кубом зигзагообразной линией намечена трава, на заднем плане, слева и сверху, изображено раскидистое лиственное дерево с тремя опиленными ветвями, на верхней густо разрослись молодые побеги. Композиция заключена в линейный ободок.
Фигура военного изображена со множеством реалистичных мелких деталей. На его голове – высокий головной убор усеченно-конической формы, с козырьком. Убор можно идентифицировать как французский кивер образца 1810 года: у него нет боковой кожаной вставки V-образной формы, которая появилась позднее. На передней части кивера сверху прикреплен помпон, или «репеек»: такие помпоны носили младшие офицеры, на киверах старших офицеров, майоров и выше, прикрепляли плюмаж. Над козырьком схематично изображена киверная пластина (плакетка), сбоку двумя косыми чертами обозначен этишкет – украшение, состоящее из двух плетеных косиц, охватывающих кивер спереди и сзади.
Военный одет в камзол фрачного типа с лацканами на груди и длинными фалдами до колена. Камзол c лацканами имеет треугольный вырез, доходящий до низа грудной клетки, под ним читается жилет. Это типичный крой униформы наполеоновской армии, принятый и в вестфальских войсках. На правом плече прорезан эполет с бахромой, обозначенный выпуклой точкой и небольшим полукруглым полем снизу. На ногах военного – высокие офицерские сапоги до колена.
Оружие в правой опущенной вниз руке военного напоминает по форме французский пехотный тесак. Основные черты тесака – это почти прямое лезвие и характерно изогнутая полукругом одинарная дужка эфеса. На поясе у военного висит штык в ножнах.
Как отмечают исследователи, изображение дерева на щитке можно трактовать не только как элемент пейзажа, но и как генеалогическое древо: две ветви рода прервались, и только третья дала многочисленное потомство.
На поверхности камня, разделенного горизонтальной чертой на две неравные части, находятся латинские буквы. В верхнем поле, занимающим две трети поверхности камня, прорезана письменная заглавная буква D, значение которой пока неизвестно. Фон вокруг нее покрыт крапинками; возможно, так передана грубая фактура камня, но также нельзя исключать то, что в геральдике такое заполнение символизирует золотой цвет. На узком нижнем поле с гладким фоном, обозначающим серебряный цвет, прорезаны три буквы: L. v G. – по-видимому, сокращение имени и фамилии с приставкой von.
Буквы на поверхности печати с большой долей вероятности позволили идентифицировать имя владельца. Главный научный сотрудник Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Сергей Хомченко, специализирующийся на изучении данных о наполеоновских пленных 1812–1814 годов, на основании архивных списков военнопленных предположил, что владельцем печати мог быть лейтенант 6-го вестфальского линейного полка Луи фон Гаденштедт (Louis vоn Gadenstedt).
После захвата Москвы Наполеоном французское командование распорядилось укрепить Верею. Земляной вал был приподнят, построены дубовый палисад, ворота, заграждения, и для защиты Смоленской дороги с востока и юга в Верее был расквартирован гарнизон, который состоял из 1-го батальона 6-го вестфальского линейного полка 23 пехотной дивизии 8-го корпуса генерала Жюно. По приказу Кутузова в ночь на 29 сентября 1812 года генерал Иван Семенович Дорохов со своим отрядом напал на Верею, уничтожил укрепления и захватил неприятельский гарнизон. В числе пленных был и лейтенант Луи фон Гаденштедт, который вместе с другими военнопленными из Вереи был перемещен в Калугу, далее в Орел, а затем переведен в Кострому. В начале 1814 года, как и большинство его соотечественников, он вернулся на родину, а его личная печать осталась в земле и увидела свет через 200 с лишним лет.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН
Источник фото: Институт археологии РАН