На Чукотке завершилась международная орнитологическая экспедиция по изучению и сохранению лопатня и мониторингу местной орнитофауны. В этом году ученые оценивали численность редких видов птиц, кольцевали их и искали новые места гнездования. Одним из итогов полевых работ стало обнаружение ранее не изученной группы лопатней. Экспедиционный отряд возглавила орнитолог Института географии РАН Елена Лаппо.

Автор фото – Антон Иванов, «ВНИИ Экология»

«Как и в других районах Арктики, весна на юго-востоке Чукотки была поздняя, что повлияло на сроки прилета птиц и даты начала гнездования куликов, – говорит руководитель экспедиции, орнитолог Института географии РАН Елена Лаппо. – Фенологическая задержка составила 7-10 дней из-за холодного и ветреного конца мая и устойчивого циклона в районе Охотского моря, повлиявшего на успешность миграции многих видов куликов. Список видов встреченных птиц в этом году составил 99 видов из возможных 200, отмеченных нами здесь за 20 лет мониторинга. В Мейныпильгыно и его окрестностях было встречено 33 лопатня, из них 26 с индивидуальными кодами; найдено 10 гнезд, окольцовано 14 птенцов в пяти выводках и одна взрослая птица».

Одной из задач этого сезона стало посещение удаленной изолированной группировки лопатня в тундрах между Мейныпильгыно и Хатырко. «Эта группировка была обнаружена и подтверждена нами в прошлом году, а в этом году мы здесь встретили 13-16 взрослых лопатней, точнее сказать нельзя, потому что птиц без индивидуальных кодов считать труднее», – отмечает Елена Лаппо. Также ученые обнаружили три выводка и нашли одно гнездо, окольцевали индивидуальными кодами двух взрослых птиц и шесть птенцов.

«Обычно “наших” лопатней, окольцованных на Чукотке, видят на миграционном пути и на зимовках, а на этот раз мы встретили в гнездовых районах двух лопатней с желтыми кодовыми флажками, окольцованных на миграции в Китае и на Камчатке, причем последнюю птицу мы видели в январе этого года на зимовке в Мьянме, – говорит Елена Лаппо. – Поиск птиц с индивидуальными кодами, как в гнездовых районах, так и на восточноазиатском австралазийском миграционном пути – часть важной международной программы по изучению и сохранению лопатня».

В этом году на зимовках в Таиланде спутниковыми передатчиками были помечены два лопатня, один из них оказался молодой птицей, которой было еще рано лететь в гнездовые районы, и она переместилась на лето в Китай. Другая птица после успешного начала миграции через Китай, Северную Корею и Сахалин долетела до Камчатки и остановилась там. «Сигнал с ее передатчика до сих пор поступает из межгорных районов недалеко от Ильпырского, – говорит Елена Лаппо. – Туда на гидроплане летали наши коллеги, но условия для приземления и поиска птицы оказались неблагоприятными. Жива ли птица, размножается ли она в новом для нас месте или просто “проводит лето”? Если жива, то, возможно, скоро начнет свой обратный путь на зимовки, и мы увидим это по сигналу с передатчика. А пока это останется еще одной загадкой, которые задает нам лопатень».

Ученых не оставляет идея восстановления проекта «Путевка в жизнь», который помогал поддерживать численность мейныпильгынских лопатней. «Птенцы лопатня, выращенные в полувольных условиях в рамках этого проекта, продолжают возвращаться в районы гнездования: считая этот год, всего с начала работы проекта в Мейныпильгыно вернулось 30 лопатней, выращенных в полувольных условиях за 10 лет, – говорит Елена Лаппо. – В этом году волонтеры РОСИП специально приехали на Чукотку для проведения инвентаризации оборудования и оценки его готовности для восстановления проекта, который из-за финансовых и кадровых сложностей был поставлен на паузу в 2022 году».

С 2009 г. в экспедиции проводятся мониторинг и индивидуальное мечение птиц популяции исландского песочника (чукотский подвид rogersii), внесенного в Красную книгу РФ и зимующего в Новой Зеландии. В этом году встречено 29 птиц, из них 20 с индивидуальными кодами, три птицы с зелеными флажками и шесть птиц без колец, найдено два гнезда и окольцовано 13 птенцов в пяти выводках и один взрослый исландский песочник.

В этом году продолжено изучение еще одного вида кулика – галстучника, летящего на зимовки не вдоль побережья и акватории Тихого океана, а другим миграционным путем через Евразию (до Северной Африки). Этот многочисленный вид был использован также для установки гнездовых камер (фотоловушек) для изучения пресса хищничества. Всего найдено 12 гнезд, окольцовано более 60 галстучников (птенцов и взрослых птиц). Отмечены 10 птиц, окольцованных в прошлом году, которые снова вернулись в Мейныпильгыно.

В этом году в работе Международной орнитологической экспедиции РОСИП (Русского общества сохранения и изучения птиц им. М.В. Мензбира), которая занимается изучением и сохранением лопатня и мониторингом орнитофауны на Чукотке уже более 20 лет, приняли участие Елена Лаппо (ИГ РАН, Москва, начальник экспедиционного отряда), Антон Иванов («ВНИИ Экология», Москва), Наталия Карлионова (Научно-практический центр НАН Белоруссии по биоресурсам, Минск), Валерия Данилова (волонтер РОСИП, Санкт-Петербург) и двое специалистов по зоотехнии.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института географии РАН